У войны женское лицо

В новых фильмах про вой­ну главные герои – девушки. Юлия Пересильд – о том, как быть сильной и в кадре, и в жизни
У войны женское лицо

«Мне даже сложно ее женщиной называть, — говорит Юлия Пересильд про свою героиню из исторической драмы Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», выходящей сейчас в прокат, где она играет девушку-снайпера Людмилу Павличенко, отправившую на тот свет триста девять фашистов. — Папа у нее был военный, прошедший Первую мировую войну и твердо осознававший, что вот-вот начнется Вторая мировая, поэтому растил дочку как мальчика. Какие платья, какие бантики-хвостики? Не о том надо думать: скоро война. Под папиным нажимом Людмила окончила курсы снайперов, и уже тогда было ясно, что она очень талантливый стрелок. «Ты женщина», — говорят ей в день начала вой­ны. А она: «Я не женщина, я солдат, мне нужно на фронт». Когда она приезжает на курсы молодого бойца, все девочки вокруг нее с кук­лами, коробками конфет, а она даже без чемодана. Ведь на фронте все нужное дадут».

«А любовь-то будет?» — успеваю я вставить вопрос в страстный монолог актрисы. «Да, — смеется она. — Со снайпером Леней Киценко, его играет Евгений Цыганов. Тогда-то и проявляется и расцветает в ней женское начало».

Мода на военное кино в год юбилея Победы — явление предсказуемое. Неожиданно другое — режиссеры словно сговорились снимать фильмы о девушках-фронтовичках. Незадолго до «Битвы за Севастополь» в прокат вышел «Батальонъ» Дмитрия Месхиева про то, как в Первую мировую женщины оказались смелее, решительнее и благороднее мужчин, не сдались, не дезертировали, а оставались верными присяге, даже когда пропаганда большевиков почти полностью развалила русскую армию.

В начале мая на экраны выйдет новая экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» в постановке Рената Давлетьярова. В 1970-е картина Станислава Ростоцкого о том, как пять девушек с командиром приняли на себя удар фашистского отряда диверсантов, стала абсолютным хитом: девочки рыдали над судьбой своих ровесниц. Давлетьяров настаивает, что снял новую киноверсию повести, а не ремейк, и признается, что хочет познакомить с советской классикой молодежь, которая предыдущую ленту не видела и черно-белой картинкой ее не привлечешь, но она наверняка захочет посмотреть на современные спецэффекты и любимых актеров. Петр Федоров играет в новых «Зорях» старшину Васькова, а молодым актрисам Агнии Кузнецовой, Екатерине Вилковой и Кристине Асмус достались роли юных зенитчиц.

«Может, сейчас просто такой период в искусстве? — комментирует моду на девушек в военном кино Юлия Пересильд. — Ведь был же в европейском кино момент, когда взлетели Изабель Юппер, Шарлотта Генсбур — женщины сильные, волевые, справляющиеся с любыми проблемами... Но надо сказать, что, готовясь к роли снайпера Павличенко, я думала не о них. Я вдруг вспомнила мой любимый фильм Сергея Параджанова «Цвет граната» и стала снова его пересматривать. Там потрясающая Софико Чиаурели: смотришь на нее, и будто бы перед тобой девочка. Но вот проезжает камера, и вдруг она становится юношей. При этом в лице актрисы вроде бы ничего не изменилось — нет ни грима, ни наклеенных бровей. Вот как она это делает?»

Я гляжу на Юлию — нет, на мальчика она в жизни совсем не похожа. Но и беззащитной тридцатилетнюю актрису тоже не назовешь — чувствуется крепкий внутренний стержень, может, поэтому ее чаще других зовут сниматься в кино про войну. Она и прославилась фильмом Алексея Учителя «Пленный». «Да, — смеется Пересильд, уроженка Пскова. — Характер нордический. Может быть, отчасти это объясняется моей фамилией, ее можно перевести с эстонского и как «ежик».

Кадр из новой экранизации «А зори здесь тихие»

Папа Юлии умер, когда ей было всего одиннадцать. Остались три женщины — она, мама и бабушка. Макароны по-флотски — главное блюдо детства. Работать девочка пошла в четырнадцать. «Я пела в ресторанах. У нас не было фортепьяно, поэтому музыкальную школу я быстро бросила, но петь начала раньше, чем говорить. Пела в школе на всех праздниках, городских концертах. Была у нас такая группа — «Эквалайзер». Праздники организовывала, свадьбы проводила, — она щелкает пальцами, чтобы показать, насколько легки для нее подобные задачи, и смеется. — Я супераниматор». Умение сделать праздник по-настоящему веселым неожиданно пригодилось ей сейчас, когда она стала опекать благотворительный фонд «Галчонок» — дети, страдающие заболеваниями центральной нервной системы, нуждаются в этом так же, как и все.

Так почему все-таки женское военное кино оттеснило прочие жанры? «История сейчас в моде, — считает главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. — Этим и объясняется триумф фильмов о войнах, которые когда-либо вела Россия. А женщин-воительниц много потому, что человеку вообще свойственно больше переживать за женщину, ребенка, чем за мужчину. Мужчина — профессиональный воин, а женщина — душа народа, и ее драма становится общечеловеческой. Не говоря уже о том, что и в театре, и в кино большая часть публики — женщины: статистика говорит нам, что семьдесят три процента билетов покупается ими». Писатель Борис Васильев тоже признавал, что в основе его «Зорь» лежит история про железнодорожников-мужчин, но он сделал отряд девичьим, потому что такая трагедия будет звучать пронзительнее. И потому, что про женщин на фронте до него толком никто не писал. Так что мода на девушек с автоматом наперевес — это еще и восстановление исторической справедливости.

А звезда военного кино Пересильд в жизни тоже берет на себя мужские функции. Растит двух девочек — одной полтора года, другой пять с половиной. «Если командировка больше двух дней, беру девочек с собой. Просто так у меня в семье заведено, что за все ответственность несу только я. Могла бы доверить и няне собирать девочек в детский сад, но мне кажется, это нечестно. Тут один знакомый рассказал, что он своих детей холодной водой обливает. А я его спрашиваю: «А сам обливаешься?» — «Нет». Ну я вот тоже раньше обливала девочек, а потом сама попробовала так сделать и поняла, что плохо мне от этого. И перестала. Сейчас такая политика пошла, что детям исключительно здоровое питание предлагается: сахар не едим, соль не едим, а едим одни только пареные овощи. А сам-то ты ешь эту цветную капусту без соли? Все нужно начинать менять с себя».

Стиль: Ольга Дунина. Прическа: Константин Кочегов. Макияж: Алексей Молчанов/Lancôme. Ассистент фотографа: Кирилл Пантелеев. Продюсер: Елена Серова.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: архив Vogue Россия