Зеленый шум

Кругом только и разговоров, что о соковом детоксе. Модную диету на себе испробовал корреспондент VOGUE – его отчет перед вами
Соковая диета  эксперимент VOGUE

Адепты соковой диеты — как апостол Павел по дороге в Дамаск: свят тот день, когда в их жизнь вошел сок. Они были в стрессе, уставшие и больные, со вздутием живота и тусклой кожей. И вдруг нашли новый смысл жизни благодаря зеленому чуду! Сара Джессика Паркер рассказывает, что ест твердую пищу только по выходным. Дженнифер Анистон села на соковую диету в 2012 году и вскоре обручилась (совпадение?). По фото в инстаграмах Кары Делевинь, Рози Хантингтон-Уайтли и Дженнифер Лоуренс видно: они тоже сидят на соках. К джус-барам, которые открылись на главных модных улицах городов мира, добавились сервисы доставки соков на дом. Соки сейчас — такой же мейнстрим, как пилатес или суши. Все их пьют, и все в восторге.

Или не все? Звездный голливудский тренер Трейси Андерсон считает, что увлечение соками приводит к вторичному диабету. У Гвинет Пэлтроу, которая тренируется с Андерсон, после десятидневного сокового детокса появились галлюцинации. «Будьте осторожны: соковая диета может погубить ваш обмен веществ и привести к сильному набору веса в будущем», — предупреждает она. Впрочем, фанатичные джусеры не придают этим словам большого значения. Они говорят так: в одной бутылке сока помещается два килограмма сырых овощей — и это больше, чем может съесть смертный за один присест. Когда вы пьете соки, вам не приходится переваривать клетчатку, и все полезные вещества усваиваются намного легче. А токсины выходят.

Тут же возникают вопросы: есть ли польза в клетчатке? И что такое, собственно, токсины? Но для соковых фанатиков главное не знания, а ощущения. Выпейте залпом коктейль, например, из сельдерея, огурца, шпината и люцерны, и вы почувствуете себя отлично: на вкус он минеральный, как обогащенная кислородом кровь, или парное молоко, или сашими. Хорошо, конечно, заменить третий за день эспрессо стаканом зеленого сока, это понятно и юнцу. У меня другой случай — я решился на соковый детокс. Это значит воздерживаться от пищи и сидеть только на соках — от трех дней до двух недель. Для большинства джусеров это проверка их веры.

Я готовился — читал страницы советов про отдых (восьмичасовой сон), важность воды (пейте достаточно) и физических нагрузок (исключить). В первый день на завтрак разрешено съесть кусочек ржаного хлеба с пастой тахини. И все — дальше только пол-литра микса из цукини, яблока, фенхеля, лимона, брокколи и шпината. Я не упал в обморок в метро и даже смог вести переговоры во время утренней встречи. Надо отдать должное этой диете: как только вам становится скучно, приходит время для нового сока. Следующим стал пол-литровый микс из моркови, яблока, свеклы, лимона и укропа — это был обед. Голова начала раскалываться. Появился озноб.

Не зря, ох не зря серьезные специалисты предупреждали меня, что с соковой диетой не все так просто. «Я не понимаю, зачем есть то, что вам хочется, все время, а потом раз в пару месяцев наказывать свой организм, оставляя его без еды на несколько дней», — сказала терапевт. Она считает, что соки надо пить умеренно, и предуп­реждает о возможном риске диабета второго типа, не говоря уже о том, что точная формула того, что же такое пресловутый токсин, науке неизвестна. А мой стоматолог предупредил о высоком сахаре и кислотности в такой диете: «Иногда ко мне приходят сидящие на соках пациенты, у которых повреждена эмаль на внутренней поверхности зубов: вы имейте в виду, что эмаль — одна из самых крепких тканей в организме». Наконец, знакомый трихолог сказал: «Если вы пьете только соки, волосы начнут страдать, они же состоят из белка. И лучшее, что вы можете сделать для волос, — это есть больше белков». Другими словами — скоро я, видимо, облысею.

Одно преимущество этой диеты несомненно. Обычно на приготовление ужина уходит час, а то и два. Пока пройдешься по магазинам за продуктами, послушаешь радио, легкий аперитив, время на готовку, сам ужин, милая болтовня с женой и т. д. Во время диеты я справлялся со всем этим за минуту. И они еще называют «Макдоналдс» предприятием быстрого питания!

На второй день я проснулся с головной болью. Выпил свои пол-литра зеленого микса. У меня была слабость, озноб, а зубы действительно покрылись налетом. Я никогда не был таким счастливым, когда в метро оказалось свободное место: наверно, так чувствуют себя люди в девяносто лет. К тому же появилась странная боль в лодыжках. Днем я получил письмо от другого джусера, который, узнав, что я в системе, написал: «Надеюсь, ты теперь чувствуешь себя волшебно!» Ха-ха, если бы! По его мнению, боль возникла потому, что клетки «избавляются от токсинов и самоочищаются». Я не был уверен, что хочу, чтобы с моими ногами происходило нечто подобное.

Но была и другая часть меня, которая толкала продолжать эту пытку. Я хотел узнать, как далеко могу зайти. Я тратил больше времени на мысли о еде, чем на нее саму. Не зря же антрополог Клод Леви-Стросс писал, что именно приготовление пищи делает нас людьми. Никто из животных не готовит еду. Более того, какие бы ни были доводы сыроедов, недавние исследования показывают, что именно приготовление пищи стало важным шагом в эволюции, помогло убить бактерии в продуктах и обеспечило мозг необходимыми для развития питательными веществами. Леви-Стросс определяет человеческую личность через два понятия — «сырое» (натуральное, животное) и «приготовленное» (цивилизованное).

Джусеры говорят о новых токсинах, продуктах цивилизации, с которыми наша природа не может справиться. Они говорят о капусте так, будто она языческая богиня. Однако главное верование заключается в том, что путь к идеальному телу и миру преграждает приготовленная пища, — надо отказаться от семьи, традиций, воскресных обедов, вилок для рыбы, мишленовских ресторанов, пирогов, кулинарных телебоев, птифуров, Рождества.

Чем же так насолила им эта еда? Мне кажется, что все сводится к страху — страху перед современным миром, наполненным токсинами, с одной стороны, и страху, что организм не сможет с ними справиться, с другой. Но сколько бы я ни переживал о том, что я ем, мой страх перед фанатиками, которые продают идею соков, сделающих вас бессмертными, еще сильнее. Соковое очищение — симптом того, что с нашей культурой питания не все благополучно, а никак не ее исцеление.

На четвертое утро я съел яичницу с копченым лососем. Через час боль ушла. Утомившись от советов дилетантов, поговорил с диетологом Иэном Марбером. Все мои боли были не чем иным, как симптомами голодания, объяснил врач. Мое тело нашло способ справиться со стрессом, потому что организм — слаженная система, но кто сказал, что мне это пошло на пользу? Те, кто частенько сидели на соках, признаются, что быстро поправлялись обратно и набирали еще больше. А все потому, что организм, переживший голод, запасал на будущее. Проблема фанатов сока в том, что они пытаются обмануть биохимию тела. Достоинства соков никто не умаляет, но они не могут быть панацеей от всех бед.

У ранних христиан было в избытке историй о героических ограничениях святых — сейчас их место заняли знаменитости. Святой Иероним Cтридонский утверждал, что «сытый живот — рассадник похоти». Святая Екатерина Сиенская постилась, чтобы избавить себя от плотских зависимостей вроде пищи — это так называемая anorexia mirabilis, «анорексия святых», высшая степень аскетизма, отказ от еды во имя Господа, а не стройной фигуры.

Знаменитые джусеры — преемники средневековых аскетов. Токсины — новые грехи. Идеальное тело — новый Бог. Конечная цель та же. Посмотрите на эти понятия: очищение, пробуждение, сияние, бесконечная жизнь. Сок из капусты вполне может быть частью сбалансированной диеты, даже ее лучшей составляющей. В том случае, если диета обещает вечную жизнь, спросите меня снова, когда мне исполнится пятьсот лет.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: JENNY VAN SOMMERS