Золотые дни

Обладательница премии «Оскар» 2014 Кейт Бланшетт о том, почему решила уделять больше времени кинематографу, а не театру
Фото и биография Кейт Бланшетт обладательницы премии «Оскар» за 2014 год | VOGUE

«Вход в зрительный зал после начала спектакля воспрещен» — большими буквами написано в фойе лондонского театра-паба Menier Chocolate Factory. А если опаздывает сама Кейт Бланшетт — тогда исключения возможны? У актрисы, как выяснится в ходе нашей беседы, вообще особые отношения со временем: Кейт не помнит, сколько лет ее маме, и с удивлением узнает, что на дворе уже новый год. А пока она клянется мне по телефону, что задержится минут на пять-семь, не больше, и я пробираюсь к окошку администратора и объясняю, кто именно сейчас рвется сюда сквозь пробки. Видели бы вы лицо этой дамы!

Ради Кейт спектакль впервые в истории театра начинают с опозданием, в зале гаснет свет, а мы, запыхавшись, спешим на свои места. «Мой водитель гнал как дьявол», — шепчет она в темноте. Спокойно ей не сидится: Бланшетт нервно крутит обручальное кольцо и в конце концов роняет его — в тишине зала звук кажется оглушительным. «Первый раз за семнадцать лет его теряю», — заявляет в антракте актриса и начинает ползать между рядами. Найдя кольцо, мы идем в бар пропустить по бокалу красного. На Кейт винтажный костюм Rag & Bone, на ногах ботинки, а волосы собраны в небрежный узел. «Хоть я от бессонницы и люблю посмотреть показы на style.com, меня нельзя назвать жертвой моды. С детства обожаю мужскую одежду — рубашки, галстуки, костюмы. И на первую зарплату купила костюм Armani — у них идеальный крой». Тут у нее развязывается шнурок: неловкий наклон, и оранжевый свитер безнадежно испорчен — Кейт залила его вином. Она очаровательна в своей рассеянности, чистый Чаплин!

В модный театр Menier Chocolate в здании бывшей шоколадной фабрики в Вест-Энде, центре театральной жизни Лондона, мы пришли не случайно. На сцене идут «Лайонсы» американца Ники Сильвера, черная комедия о семье, выясняющей отношения в палате умирающего от рака отца. Кейт готовится к главной роли в экранизации «Правдивой истории сварливой женщины, больной раком» Марисы Маркетто. Сценарий писала Жюли Дельпи, режиссер и актриса, игравшая в «Сломанных цветах» Джармуша, она и посоветовала Бланшетт посмотреть эту пьесу.

После спектакля мы отправляемся на ужин в Delaunay — популярный сейчас ресторанчик рядом с Ковент-Гарден. «Вы были прекрасны в «Жасмин», — говорит портье. Кейт отвечает полуулыбкой. Австралийской актрисы не было в Лондоне шесть лет, где она с перерывами живет с 1997 года, когда снималась в «Елизавете», а ее встречают так, будто она на полчаса выходила за кофе и теперь можно возобновить оборвавшийся на полуслове разговор.

Все это время актриса вместе с мужем, австралийским сценаристом Эндрю Аптоном (у пары три сына — Дэшилу двенадцать, Роману девять, а Игнатию пять), руководила Сиднейской театральной компанией. Результат впечатляет: муж и жена сумели сделать свой театр самым престижным в Австралии и довольно известным в мире — спектакли там ставил Стивен Содерберг, в «Служанках» Жана Жене вместе с Кейт играла Иза­бель Юппер, а «Трамвай «Желание» в постановке Лив Ульман с триумфом проехал по Америке.

«Я поняла, что время уходить, но я оставляю театр в надежных руках, — говорит Кейт. — В Австралии я постоянно была на виду — наш театр государственный, приходилось участвовать во всех этих заседаниях и советах по культуре: часами говоришь, так что уже не можешь слышать звук собственного голоса».

Тем не менее дочь техасца и австралийки по-прежнему везде, где возможно, поддерживает Зеленый континент. В марте в российский прокат выходит картина «Превращения», премьера которой состоялась на Берлинском кинофестивале: это сборник короткометражных фильмов — восемнадцать историй из жизни прибрежного австралийского городка, снятых разными режиссерами по новеллам писателя Тима Уилтона.

Бланшетт сорок четыре — крити­ческий возраст в жизни актрисы. У многих время фатально ускоряется, а ролей становится меньше. Но Кейт не тот случай. Лучшие режиссеры мира выстраиваются в очередь у ее двери. За главной ролью в «Жасмин» Вуди Аллена, которая принесла ей «Золотой глобус», последовали только что вышедшие на экраны «Охотники за сокровищами» Джорджа Клуни. «История сама по себе удивительная: искусствоведы, рискуя жизнью, спасают шедевры от нацистов; а атмосфера на площадке была лучше некуда. Джордж — человек-праздник, и фильмы у него получаются такие же. Даже если они про войну». Еще Кейт вместе с Натали Портман участвовала в двух проектах главного арт-режиссера США Терренса Малика. «Еще не знаю, что получится, с Маликом всегда так. Его фильмы больше чем кино — это сплав философии, поэзии и религии, он создает новый вид искусства».

Кроме того, Бланшетт играет злую мачеху в новой диснеевской «Золушке» режиссера «Железного человека 2» и «Тора» Кеннета Браны. Впереди работа в триллере Дэвида Мамета «Черный дрозд» о расследовании убийства Кеннеди. Режиссер Тодд Хейнс, у которого она играла Боба Дилана в фильме «Меня там нет», дал ей роль лесбиянки из Нью-Йорка 1950‑х в экранизации романа Патриции Хайсмит «Цена соли».

Послушаешь ее, так она, вернувшись из Австралии, работает круглые сутки. Но Бланшетт лишь улыбается: «Все съемки, кроме «Золушки», заняли не больше пары недель. Год был прекрасным — таким ленивым. Я, кажется, вообще не вылезала из пижамы. Шучу, конечно. Не могу жить без адреналина, который дает актерская профессия. Великий хореограф Марта Грэм говорила о божественной неудовлетворенности — это и заставляет тебя двигаться вперед и оставаться живым».

Прошлой осенью Кейт стала лицом аромата Si от Giorgio Armani. Но когда я прошу ее поделиться секретами красоты, лишь пожимает плечами: «Каждый день начинаю со стакана теплой воды с лимоном. А еще никогда не выщипываю брови и не делаю химию».

Кейт — идеальный компаньон для светского ужина: ест с аппетитом, много смеется и болтает, но при этом умело выдерживает дистанцию: «Самое тяжелое в актерской профессии — это публичность. Если честно, мне некомфортно быть на виду. Но сегодня с вами я была откровенней некуда. Иногда интервью напоминает секс между красивыми людьми — оба ждут чего-то потрясающего, но чаще всего ничего не получается. Но ведь это не наш случай?»

Тон Luminous Silk; карандаш для бровей Brow Defining, 2; карандаш для глаз Waterproof Smooth Silk, 1; тени Eyes to Kill, 10; тушь Eyes to Kill, 1; карандаш для губ Smooth Silk, 1; помада Rouge Ecstasy, 100; все Giorgio Armani.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Craig McDean; АРХИВ VOGUE