You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

15 выставок, которые стоит увидеть в Арле этим летом

Едем в Прованс на фестиваль фотографии

15 выставок, которые стоит увидеть в Арле этим летом

Пикси Ляо. Open Kimono, из серии Experimental Relationship. 2018

До 1970 года Арль был известен благодаря сохранившемуся римскому амфитеатру и Винсенту Ван Гогу, который здесь жил и работал. Теперь этот городок на юге Франции у многих ассоциируется с современной фотографией. Последние полвека в Арле каждое лето проводят международный фестиваль, в котором участвуют крупные фотографы со всего мира. Основатели смотра — Мишель Турнье, Люсьен Клерг и Жан-Морис Рукето — называли фотографию главной формой искусства XX века. Хотя это направление, по мнению многих, долгое время не имело ничего общего с искусством в его традиционном понимании, они позволили фотографам выставляться здесь, среди памятников римской архитектуры. Фестиваль не только помог Арлю получить статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, но и стал Меккой ценителей фотоискусства. Les Rencontres de la Photographie — теперь смотр называется так — в этом году отмечает юбилей 50 выставками, в том числе ретроспективными. От начинающих фотографов до мастодонтов индустрии — рассказываем, чьи работы нельзя пропустить, если вы окажетесь в Арле этим летом.

Anonymous, 1972
Anonymous, 1972

Clergue & Weston: First Show, First Works

Жемчужиной первого фестиваля 1970 года стала экспозиция An Homage to Weston — 36 работ великого американского фотографа Эдварда Уэстона, малая часть которых тогда была доступна французской публике. В 50-м выпуске Les Rencontres de la Photographie ту выставку воспроизвели в точности и дополнили работами еще одного важного фотографа, сооснователя фестиваля Люсьена Клерга. Кстати, его первая книга Corps Memorable вышла в 1957 году, а над дизайном ее обложки работал сам Пабло Пикассо. Прежде всего Клерг известен снимками в жанре ню, но эта выставка посвящена родному для автора Арлю.

Люсьен Клерг. The Rag — picker’s Mannequins. Арль, 1956
Люсьен Клерг. The Rag — picker’s Mannequins. Арль, 1956

La Movida: A Chronicle Of Turmoil 1978–1988

Контркультурный феномен под названием La Movida Madrileña возник в Мадриде после эпохи правления Франсиско Франко. Это был дикий микс музыки, искусства, ночной жизни, андерграунда и кино: если хотите увидеть La Movida Madrileña воочию, посмотрите первый фильм Педро Альмодовара «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». «Трудно объяснить суть этого движения тем, кто не жил в Мадриде в те годы, — рассказывал режиссер. — Это было не про некое поколение, не про направление в искусстве. Мы были не группой с конкретной идеологией, а кучкой людей, которых объединил один из самых взрывных моментов в истории нашей страны». В фотографиях Альберто Гарсии-Аликса, Оуки Лиле, Пабло Переса-Мингеса и Мигеля Трилля A Chronicle of Turmoil рассказывает о «турбулентности» в жизни Мадрида, когда самовыражение стало формой противостояния политическому режиму после десятилетий диктатуры Франко.

La Movida. A Chronicle Of Turmoil. 1978–1988
La Movida. A Chronicle Of Turmoil. 1978–1988

Pixy Liao: Experimental Relationship

Пикси Ляо родилась в Шанхае, живет и работает в Нью-Йорке. Главные герои ее фотографий — она сама и бойфренд Моро. В серии Experimental Relationship Ляо экспериментирует с концепцией отношений между мужчиной и женщиной, ставя под вопрос традиционные гендерные и культурные роли. Например, на снимке Relationships Work Best When Each Partner Knows Their Proper Place Моро изображен в нижнем белье, а Пикси — полностью одетой. Для Start Your Day With A Good Breakfast Together он позирует полностью обнаженным, лежа на столе, в окружении фруктов, которые символизируют женские половые органы. «Благодаря Моро я поняла, что гетеросексуальные отношения необязательно должны соответствовать условным нормам, — говорила Ляо. — Цель моего эксперимента — сломать общепринятую модель отношений и достичь нового равновесия».

Пикси Ляо. You don
Пикси Ляо. You don't have to be a boy to be my boyfriend

Mohamed Bourouissa: Free Trade

Работы Мохамеда Буруиссы на стыке фотографии и видео появляются в тесном взаимодействии с представителями различных комьюнити, зачастую игнорируемых обществом. Так, героями серии Horse Day стали наездники из района Строберри недалеко от северной Филадельфии. Работа Free Trade посвящена Блиде, алжирскому городу, где родился Буруисса, и жителям парижских окраин. В фильме Legend автор исследует теневую экономику сигаретного трафика в районе Барбес, а в Temps Mort запечатлевает обмен письмами и видео между самим Буруиссом и его другом-заключенным. Лейтмотив работ Буруиссы — деньги, оборот капитала и понятие ценности в отношении людей и материальных объектов.

Мохамед Буруисса. Free Trade
Мохамед Буруисса. Free Trade

Restless Bodies: East German Photography 1980–1989

Герои большинства фотографий, сделанных в последнее десятилетие существования ГДР, — отщепенцы общества, которые пытаются найти себя в условиях авторитарного государства и выразить свою индивидуальность через одежду или манеру поведения. Эта выставка — про интровертность как способ защитить личную жизнь от пытливого взора окружающих. Спустя 30 лет после падения Берлинской стены Restless Bodies собирает воедино работы более десятка фотографов, в чьи объективы попадали панки, работники скотобоен и жадные до жизни подростки.

Ют Малер. Винфрид Глатцедер, Роберт и Филип. Берлин, 1982. Из серии Living Together
Ют Малер. Винфрид Глатцедер, Роберт и Филип. Берлин, 1982. Из серии Living Together

Home Sweet Home 1970–2018: The British Home, A Political History

В послевоенные годы британских фотографов-документалистов прежде всего интересовали обычные представители рабочего класса. С ростом благосостояния населения и развитием телевидения большинство людей стало проводить свободное время дома, и фокус фотографии сместился с улиц в жилые квартиры. Куратор выставки Изабель Бонне говорит, что идея комфорта и домашнего уюта очень свойственна британской культуре: место, где вы живете, — важный показатель вашего достатка. Home Sweet Home — это собрание работ 34 фотографов разных поколений, от Кита Арнатта до Джуно Калипсо, которых объединяет тема убранства британских домов и квартир.

Сиркка-Лииза Конттинен. Nancy-Jade. Из серии Byker Revisited. 2005
Сиркка-Лииза Конттинен. Nancy-Jade. Из серии Byker Revisited. 2005

Helen Levitt: Observing New York’s Streets

В 1936 году, вдохновившись работами Анри Картье-Брессона, Элен Левитт купила подержанную фотокамеру Leica и вышла с ней на улицы Восточного Гарлема и Нижнего Ист-Сайда. Левитт мало интересовал политический контекст и куда больше — сцены из жизни, свидетелем которых она была каждый день. К концу 1930-х фотографии Элен стали появляться на страницах журналов, а в 1943-м Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) организовал ее первую персональную выставку. Вскоре Левитт отошла от фотографии, сконцентрировалась на создании фильмов и вновь взялась за фотоаппарат лишь в 1959 году, начав работать с цветной пленкой. На ретроспективе в Арле собраны 130 работ, многие выставлены впервые.

Элен Левитт. Нью-Йорк, 1980
Элен Левитт. Нью-Йорк, 1980

Valérie Belin: Painted Ladies

В своих работах Валери Белен исследует тему иллюзии, свойственной модным съемкам. Художница целиком закрашивает лица своих моделей, экспериментирует со светом, тенями и пространством, чтобы добавить изображениям трехмерности. Каждая работа из серии Painted Ladies названа в честь кистей для макияжа и живописи или используемых в фоторедакторах: Lady_Stroke, Lady_Inpainting, Lady_Round_Brush. Сочетание обычной краски и компьютерной обработки помогает запутать зрителя: что перед ним — диджитал-макет, фотография, картина или их симбиоз? Изображения создаются так же, как в классической модной фотографии, но Белен не пытается спрятать рабочий процесс, а, напротив, делает его как можно более очевидным.

Валери Белен. Lady_Stroke. 2017
Валери Белен. Lady_Stroke. 2017

Photo | Brut: Collection Bruno Decharme & Compagnie

Из всего массива фотографий, которые появляются на свет ежедневно, не многие сделаны ради выставок или публикаций. Большинство снимков изображают наших родных и друзей, важные и приятные моменты жизни. На выставке Photo | Brut тоже собирают любительские фотографии, но те, что отражают сексуальные фантазии автора. Среди снимков с эротическим подтекстом — автопортреты Марселя Баскулара, который фотографировал себя в собственноручно сшитых женских нарядах, вуайеристические работы Мирослава Тихого, запечатлевавшего женщин в родном Кыйове на самодельные камеры из картона и труб, и многое другое.

Александр Лобанов. Около 1960. Из коллекции Бруно Дешарме
Александр Лобанов. Около 1960. Из коллекции Бруно Дешарме

Marjan Teeuwen: Destroyed House

Марьян Тиувен — участница расширенной программы Арльского фестиваля, в которой фотография — лишь один из художественных инструментов. В серии Destroyed House Тиувен возводит в разрушенных или заброшенных городских зданиях монументальные скульптуры из строительного мусора. В Арле предметом ее интереса стало пространство Croisière. И хотя сами скульптуры живут недолго, память о них остается благодаря крупноформатным фотографиям, часть из них Марьян включила в свою инсталляцию.

Марьян Тиувен. Destroyed House Mondriaanstraat 1. 2011
Марьян Тиувен. Destroyed House Mondriaanstraat 1. 2011

The Anonymous Project: The House

«Анонимный проект» режиссера Ли Шульмана посвящен воспоминаниям. Купив однажды коробку старых негативов, он впечатлился и цветопередачей пленки Kodachrome, и запечатленными на ней людьми. Когда-то процесс создания и проявки фотографий был таинством, позволявшим хранить память о близких, теперь все стало куда обезличеннее. Коллекция Шульмана охватывает 70 с лишним лет из истории любительской пленочной фотографии и рассказывает о главных семейных событиях: днях рождения, годовщинах и похоронах.

Anonymous, 1958
Anonymous, 1958

Christian Lutz: Eldorado

Продолжая свою трилогию о структурах власти, швейцарский фотограф Кристиан Лутц обращается к культуре казино и сравнивает два города грехов: американский Лас-Вегас и «новый Вегас» на берегу Жемчужной реки — китайский Макао. Лутц показывает неприглядную сторону Вегаса: разоренных и утомленных игроков под ярким солнцем после проведенной за рулеткой ночи, бедность и отчаяние, полуобнаженных женщин, преподносящих свое тело как товар. На контрасте Макао выглядит оазисом консюмеризма, оторванным от остального мира, и почти что городом-мечтой с чистыми улицами.

Christian Lutz: Eldorado
Christian Lutz: Eldorado

Emergences

Эта выставка посвящена десяти молодым фотографам, отобранным из 200 заявок со всего мира. Среди участников этого года — фотограф Стэйси Кранитц, десять лет работающая над проектом As It Was Give(N) To Me. Ее цель — показать с новой стороны регион Аппалачия, долгое время ассоциировавшийся с бедностью и индустриальным упадком. Другой автор, Мате Барта, отправился в летние военные лагеря для подростков в Венгрии для своего проекта Kontakt. Британка Элис Томлинсон в серии The Faithful запечатлела православную монахиню по имени Вера, рассказывая, что значит придерживаться религиозных канонов сегодня. А JJ Levine из Монреаля представляет на выставке Emergences фотографии друзей, возлюбленных, братьев и сестер из монреальского LGBTQ+ комьюнити в их привычной домашней обстановке.

Мэрил Макмастер. From a Still Unquiet Place. 2019
Мэрил Макмастер. From a Still Unquiet Place. 2019

Rachel Rose: Enclosure в Luma Arles

Работы Рейчел Роуз — микс сверхъестественного и пасторальных сцен жизни XVII века, показанный на голографическом экране. Художница считает, что неравенство и потребительское отношение людей к окружающей среде началось с периода «огораживания» — в XVII веке английских крестьян насильственно лишали земель, ставя стены и ограды. Новая работа Роуз посвящена теме кражи и наказанию за нее и существует на стыке мистики и костюмированной драмы.

Рейчел Роуз. Enclosure
Рейчел Роуз. Enclosure

Eve Arnold, Abigail Heyman & Susan Meiselas: Unretouched Women

«Эта книга о том, каково чувствовать себя женщиной, созданная одной из тех самых женщин, — писала фотограф Ева Арнольд в аннотации к своему альбому The Unretouched Woman (1976), — все изображения без ретуши, большинство моделей не позируют, нет никакого украшательства». Так появилась одна из важнейших книг, которые были выпущены американскими женщинами-фотографами в эпоху социальных перемен. В своей работе Growing Up Female 1974 года Эбигейл Хейман исследовала ограниченный набор социальных ролей, которые полагались женщинам по умолчанию. А для книги Carnival Strippers (1976) Сьюзен Мейзелас четыре года путешествовала и наблюдала за стриптизершами, чей труд, как ни странно, позволял женщинам почувствовать себя независимыми.

Les Rencontres de la Photographie пройдет в Арле с 1 июля по 22 сентября 2019 года

Ева Арнольд. Марлен Дитрих в звукозаписывающей студии Columbia Records. Нью-Йорк, ноябрь 1952
Ева Арнольд. Марлен Дитрих в звукозаписывающей студии Columbia Records. Нью-Йорк, ноябрь 1952
комментарии