17 марта музей «Гараж» откроет весенний сезон тремя новыми выставками

Фотосерии Тарин Саймон, инсталляция Рашида Джонсона и картины Виктора Пивоварова — культурные планы на эту весну
Выставки в музее «Гараж» в марте работы Тарин Саймон Рашида Джонсона и Виктора Пивоварова | Vogue

Весна пришла, пора открывать новый сезон. Музей современного искусства «Гараж», например, уже в полной боевой готовности. 17 марта там стартуют сразу три новые выставки, одна интереснее другой.

Главный хедлайнер этой весны — американская фотохудожница Тарин Саймон. Ее выставка «Исследование в действии: сценография власти» продлится до 22 мая. Тарин сотрудничает с «Гаражом» второй год подряд и на этот раз попробует себя еще и в роли перформансиста — впервые в своей карьере она будет работать вживую и создавать новые произведения в процессе самой выставки, предлагая публике включиться в исследовательский процесс. Искусство Саймон обращено к механизмам, управляющим современным постиндустриальным обществом. Она рассказывает истории, бесстрастно документируя происходящее вокруг. В ее произведениях реальность предстает как фикция — воображаемая конструкция.

Тарин Саймон, Соглашение о создании Международной исламской торгово-финансовой корпорации. Дворец Баян, Кувейт. 30 мая 2006 года. Из серии «Бумажная работа и воля капитала», 2015

В экспозицию войдут две фотографические серии. Первая — «Бумажная работа и воля к капиталу» посвящена документам — протоколам, декретам и прочим соглашениям, определившим мироустройство после Первой мировой войны. При их подписании всегда присутствовали цветы, подчеркивающие значимость события и высокий статус представителей власти, это видно по архивным снимкам. Тарин вместе с ботаниками идентифицировала растения на фотографиях, заказала на крупнейшем цветочном аукционе Голландии более 4000 видов в свою нью-йоркскую студию, составила из них букеты, сфотографировала каждый, а после превратила в глобальный гербарий, представляющий собой «невозможный букет». Этот жанр знаком нам по работам голландских живописцев, писавших воображаемые композиции из цветов, которые не могли оказаться рядом в реальности.

Тарин Саймон, Меморандум о взаимопонимании между правительством Королевства Камбоджа и правительством Австралии в связи с колонией беженцев в Камбодже. Министерство внутренних дел, Пномпень, Камбоджа. 26 сентября 2014 года. Из серии «Бумажная работа и воля капитала», 2015

Вторая серия — «Черный квадрат». Начало этому проекту Тарин положила в 2006 году. В полном составе она еще ни разу не выставлялась. У Саймон, как и у Малевича, единственный предмет становится репрезентацией сложного общественного и культурного феномена. Серия состоит из изображений разных предметов, лишь условно называемых «черными квадратами». Тут и бластер — противоугонное устройство из ЮАР, и тень Генри Киссинджера, и протоколы сионских мудрецов. Самый интересный экспонат — «Черный квадрат XVII». Он создан в год столетнего юбилея картины Малевича в ходе программы «Полевые исследования» музея «Гараж» из остеклованных радиоактивных отходов. Он займет свое место в постоянной экспозиции «Гаража», специальную нишу для него уже подготовили и сопроводительный текст рядом с ней тоже. Сейчас работа хранится в железобетонном контейнере на территории завода «Радон» под Сергиевым Посадом и пробудет там до тех пор, пока радиоактивные свойства не достигнут безопасного уровня. В реальности на это уйдет не одна сотня лет. Вот насколько все серьезно.

Ниша под «Черный квадрат XVII» в музее современного искусства «Гараж»

Вторая событие, которое «Гараж» наметил на 17 марта — открытие инсталляции Рашида Джонсона «В нашем дворе». Его работа — решетчатая конструкция с уникальной живой экосистемой из множества тропических растений, устроенная по типу лабиринта, внутри которого может перемещаться зритель. Она обращена ко всем органам чувств сразу. Пальмы, драцены, фикусы и папоротники перемежаются со скульптурными элементами, видеоизображениями, книгами и предметами повседневного обихода. Джонсон хотел погрузить гостей в поэтический мир. На создание инсталляции его вдохновила архитектура советского модернизма. Она напомнила ему о путешествии на Багамские острова Теркс и Кайкос, где недостроенные здания утопают в тропической растительности. «В нашем дворе» — первая работа, которую Джонсон реализует в России и самый масштабный из всех его проектов. Взглянуть на него можно будет до самого конца августа.

Рашид Джонсон, «Плато»**, 2014. Фотограф: Фредрик Нильсен. Предоставлено галереей Дэвида Кордански, Лос-Анджелес

Третий герой весны — художник Виктор Пивоваров, яркий представитель Московского концептуализма, ключевая фигура российского полевого неофициального искусства, соратник Ильи Кабакова и Андрея Монастырского. В этом году ему исполнится 80 лет. В честь юбилея художника «Гараж» представляет выставку «След улитки». Она продлится до 18 июня. Это романтическое путешествие из 11 глав, представляющих широкий диапазон творческих ипостасей Пивоварова — станкового художника, книжного графика, иллюстратора, теоретика, мемуариста и писателя. Пивоваров всегда интересовался тайнами человеческой души. Все, что происходит во внешнем мире, рано или поздно оказывается во внутреннем. Работы художника — результат авторской рефлексии. Поэтому его творчество так легко интерпретировать в романтическом ключе.

На выставке покажут его ранние циклы 70-х годов, когда Виктор, как и многие его коллеги, был занят поиском новых форм для своих произведений. Картины принимали облики казенных таблиц, графиков, плакатов, схем и методических пособий.

А спустя неделю, 22 марта, в Пушкинском музее откроется вторая выставка Пивоварова, организованная при участии «Гаража». В зале Микеланджело разместится новейший живописный цикл под названием «Потерянные ключи», вдохновленный искусством XV–XVI веков.

Виктор Пивоваров, «След улитки», 2015

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.