You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

5-я Уральская индустриальная биеннале глазами куратора Шаоюй Вэн из Гуггенхайма

Что стоит за темой «Бессмертие» и почему важно попасть в Екатеринбург этой осенью

5-я Уральская индустриальная биеннале глазами куратора Шаоюй Вэн из Гуггенхайма

Шаоюй Вэн

12 сентября в Екатеринбурге открывается 5-я Уральская индустриальная биеннале, собирающая художников региона и зарубежных авторов на Уральском оптико-механическом заводе. Перед открытием Шаоюй Вэн из нью-йоркского Гуггенхайма, ставшая куратором основного проекта биеннале, рассказала Vogue о гранях заявленной темы бессмертия и своем опыте работы в России.

Джилл Магид. The Offering (Tapete de Flores, after Kunst Halle Sankt Gallen). 2016–2019
Джилл Магид. The Offering (Tapete de Flores, after Kunst Halle Sankt Gallen). 2016–2019

Предыстория

Шаоюй Вэн, эксперт в области китайского искусства и постоянный сотрудник нью-йоркского Музея Соломона Р. Гуггенхайма, познакомилась с российской художественной сценой около года назад. Уже зная, что стала куратором Уральской биеннале, Вэн отправилась в экспедицию Nemoskva, в прошлом августе протянувшуюся из Москвы до Владивостока. Поиск местных талантов завершился большой осенней выставкой в брюссельском музее Bozar. Прежде чем присоединиться к путешествию и сесть в поезд из Екатеринбурга, Вэн осмотрела уральские биеннальные площадки, а затем провела две недели в пути — изучала художников в городах, где Nemoskva останавливались, и увидела Россию в новом свете. «Я надеюсь, что 5-я Уральская индустриальная биеннале получит больше международной огласки, чтобы больше людей понимали, как разнообразна русская культура и что именно происходит в стране за пределами Москвы и Санкт-Петербурга», — отмечала Шаоюй накануне открытия превью биеннале в ГУМ-Red-Line.

Кристина Лукас. Clockwise. 2016
Кристина Лукас. Clockwise. 2016

Главное о технологиях, будущем и смерти

Тема этого года — «Бессмертие» — рассмотрена Шаоюй Вэн и отобранными ею художниками с множества сторон и выстроена в несколько пересекающихся историй: ищите на выставке сегменты «Огонь», «Жестокость и ядерные грибы», «Труд и скука», «Зеркало и чистое зеркало», «Время» и не только. «Люди искали бессмертие с давних времен, — рассказала Vogue Вэн. — Мы в курсе, что смерть — неизбежная человеческая судьба, и в культуре вокруг этого создано множество всего». Cмерть, по мнению Шаоюй, это инструмент для воображения, позволяющий нам понять самих себя, наши отношения с миром и другими людьми.

«Сегодняшние технологии создают идею физического бессмертия, почти реальную, что меняет многое, — утверждает Вэн. — Бессмертие становится вполне материалистичной целью, сужает наше понимание судьбы и отношений с технологиями, а еще усиливает антропоцентричные взгляды. Мы считаем себя главными в этом мире, цена неважна — будь то убийство животных или растрата ресурсов».

Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. Без названия. 2019
Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. Без названия. 2019

На недавней дискуссии в ЦУМе, организованной Cosmoscow, MMOMA и Phillips, мэтр итальянского арте повера Микеланджело Пистолетто выразил обеспокоенность технологиями, нашей «роботизацией» — она, по словам художника, может «погубить нас так же, как влюбленность Нарцисса в собственное отражение в зеркале». На 5-й Уральской биеннале много говорят о двойственности технологий. «С одной стороны, они спасают людей от смерти, но сколько людей при этом убили, например, ядерным оружием», — подчеркивает Шаоюй Вэн. Вся биеннале в этом году построена на критике технологий, прежде всего концепта современных технологий, подталкивающих нас к идее, что мы можем превзойти саму смерть».

Лиеко Шига. Rasen Kaigan. 2008–2012
Лиеко Шига. Rasen Kaigan. 2008–2012

«В европейском понимании жизнь — праздник, смерть — ад, в других же культурах ее считают чем-то иным, порой очень красивым, — продолжает Вэй. — Мы стараемся рассуждать о смерти на глобальном уровне: в биеннале наряду с европейцами участвует много художников из Азии, из Японии и Тайваня в частности, и у них совсем другое видение вопроса».

Мария Сафронова. «Паника», из серии «Офис». 2016
Мария Сафронова. «Паника», из серии «Офис». 2016

В основном проекте заявлены десятки российских художников, от Евгения Антуфьева с Любовью Налогиной до Арсения Жиляева, Кирилла Савченкова, Ивана Горшкова и Павла Пепперштейна. Посмотреть их проекты, увидеть работы звездных авторов, в числе которых Сиприен Гайяр, Феликс Гонзалес-Торрес, Антон Видокле и другие, а также найти новые художественные имена в Екатеринбурге можно до 1 декабря.

Антон Видокле. Кадр из работы Immortality For All: a film trilogy on Russian Cosmism. 2014–2017
Антон Видокле. Кадр из работы Immortality For All: a film trilogy on Russian Cosmism. 2014–2017

Кроме основного проекта

В первые дни работы биеннале стоит зайти в кинотеатр «Колизей» на Симпозиум (12–15 сентября), его посещение приравнивают к 3D-киносеансу — все темы этого года станут понятнее и объемнее. Поездку на смотр в конце октября совместите с Форумом — 29-го и 30-го там поговорят об индустриальности и культуре, например, о развитии креативной экономики в промышленных регионах.

Спецпрограмма 5-й Уральской индустриальной биеннале распространилась на другие площадки в городе: в «Ельцин Центр» сходите за AES+F с их проектом Allegoria Sacra, если не успели на ретроспективу в петербургском «Манеже», в Уральский филиал ГЦСИ — ради выставки «После нас» (до 20 октября). Полный список активностей можно посмотреть здесь.

Устина Яковлева. Mollusk V. 2016
Устина Яковлева. Mollusk V. 2016
комментарии