You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Афиша

Искусство в эвакуации

В Москве открывается выставка живописи, графики, фотографий, кино и предметов искусства, созданных в тяжелые годы эвакуации

10 Апреля 2015

Аэростат на площади Свердлова,  1941.  Фотограф Грановский Н. С. ГБУ ЦГА Москвы
Аэростат на площади Свердлова, 1941. Фотограф Грановский Н. С. ГБУ ЦГА Москвы

С 17 апреля по 11 октября в стенах Института русского реалистического искусства, при поддержке открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» пройдет выставка «Искусство в эвакуации», посетить которую будет полезно каждому. В состав экспозиции, приуроченной к 70-летию победы в Великой Отечественной войне, вошли живопись и графика множества прославленных художников — Сергея Герасимова, Клары Власовой и Михаила Кончаловского, а также рисунки Сергея Эйзенштейна, партитуры Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, эскизы декораций и костюмов именитых художников-постановщиков, уникальные документальные свидетельства из семейных архивов и важнейших государственных хранилищ и видеоинтервью с живописцами, лично побывавшими в эвакуации. 

Кириков Василий Осипович. «Медсестра (фигура)»,  1941–1945.  ИРРИ
Кириков Василий Осипович. «Медсестра (фигура)», 1941–1945. ИРРИ

По мнению Дмитрия Шостаковича, пережившего войну, духовная атмосфера этих лет самым непосредственным образом повлияла на развитие советского искусства. «Думаю, что ни в одной национальной культуре война не рождала столь колоссального взлета национального творчества. Искусство периода Великой Отечественной войны — феномен эстетический и социальный», — говорил доктор искусствоведения и великий композитор. 

Коржев Гелий Михайлович,  «Внучка солдата», 2004. ИРРИ
Коржев Гелий Михайлович, «Внучка солдата», 2004. ИРРИ

Выставка «Искусство в эвакуации» демонстрирует, каким невероятным образом было сохранено культурное наследие в столь трудные годы. Для многих мастеров военные годы стали временем творческого становления. Так, в Самарканде прошла защита первого выпуска живописного факультета Московского художественного института, полотна выпускников которого по сей день входят в собрания крупнейших музеев. В Куйбышеве впервые прозвучала гениальная Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, труппой Большого театра была поставлена сложнейшая пятичасовая опера «Вильгельм Телль», в Тбилиси Сергей Прокофьев продолжал работу над «Войной и миром», в Алма-Ате Сергей Эйзенштейн снял свою знаменитую ленту «Иван Грозный». 

Пименов Юрий Иванович, «За рулем», 1940-е гг. ИРРИ
Пименов Юрий Иванович, «За рулем», 1940-е гг. ИРРИ

Судьбы художников, писателей, композиторов, режиссеров с приходом войны часто ломались, но, даже уезжая в эвакуацию, они не переставали творить и не останавливали работу. Так, посетители выставки смогут услышать архивную запись симфонии Шостаковича, начатой еще в Ленинграде, а законченной уже в эвакуации, и увидеть акварели «Москва в дни войны» Александра Лабаса, на папке с которыми спал великий композитор в поезде, уходящем из осажденной Москвы. 

«Многие произведения и документы, включая эксклюзивные интервью непосредственных участников событий — например, часть самаркандских дневников Владимира Фаворского, будут опубликованы впервые», — признается основатель Института реалистического искусства Алексей Ананьев.

Коржев Гелий Михайлович, «Шинель и сапоги», 1950-е гг. ИРРИ
Коржев Гелий Михайлович, «Шинель и сапоги», 1950-е гг. ИРРИ

География экспозиции, безусловно, обширна, тематика тоже. Большой раздел посвящен бытовой стороне эвакуации. Студентам-художникам приходилось разводить краски клопомором, использовать мешковину вместо привычного холста и рисовать портреты уходящих на фронт за несколько куриных яиц. Артисты сдавали кровь для отправки в госпитали и выезжали на гастроли для фронтовиков на ручных дрезинах, кинореквизиторы использовали любые возможности, чтобы создать красивые декорации и костюмы, разыскивая необходимые материалы у местного населения. 

Выставку «Искусство в эвакуации» действительно стоит увидеть для того, чтобы восхититься и поразиться стойкостью духа людей, переживших войну в эвакуации, и увидеть, как творческие люди переживали это время. Настоятельно рекомендуем посетить ее всей семьей: с детьми, родителями бабушками и дедушками.

Соколов Николай Александрович, «Аэростаты заграждения», Москва, 1941–1944. Центральный музей Великой Отечественной войны
Соколов Николай Александрович, «Аэростаты заграждения», Москва, 1941–1944. Центральный музей Великой Отечественной войны

еще в разделе АФИША

Урок истории

Урок истории

От пышных нарядов времен Марии Антуанетты до Джанни Версаче — история трех столетий моды в постоянной экспозиции, которая расположилась во вновь открывшемся Музее прикладного искусства в Берлине

Добавленная стоимость

Добавленная стоимость

Вчера в нью-йоркской Gagosian Gallery в Верхнем Ист-Сайде открылась выставка художника Ричарда Принса под названием Original — отличный повод выгулять свою раритетную сумку Louis Vuitton из лимитированной коллекции 2008 года, к которой Принс приложил руку

комментарии / 0

оставить комментарий


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru