Бросок к славе: Иван Колесников

Актер Иван Колесников в роли легенды советского баскетбола Александра Белова в самой громкой и ожидаемой драме сезона «Движение вверх» — в прокате с 28 декабря
Иван Колесников фото и роли в кино

«Тренировки для поддержания тонуса — это да, а вот к большому спорту я отношусь неоднозначно», — говорит тридцатичетырехлетний актер. Историю о том, как советская сборная по баскетболу чудом, за три секунды до окончания матча, с помощью паса Ивана Едешко и броска Александра Белова обыграла американцев на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, делала практически та же съемочная группа, что выпускала в 2013-м «Легенду № 17», так что есть все, чтобы повторить успех четырехлетней давности. Спортивный азарт, историческая фактура, патриотизм. Набивший руку на триллере «Темный мир» и фильме-катастрофе «Метро» режиссер Антон Мегердичев. Вместо гения с клюшкой Харламова — Александр Белов, в двадцать шесть лет скончавшийся от саркомы сердца. «Он просто без баскетбола не мог. Знал о своем диагнозе и все равно не бросил, решил, что лучше сыграть и умереть, чем прожить чуть дольше, но не сделать того, о чем мечтал», — описывает Колесников героя и рассказывает, как сам ради роли до боли в менисках и выбитых пальцев стучал в зале мячиком.

Иван — сын актера Сергея Колесникова, ставшего знаменитым в начале 1990-х после первого российского сериала «Мелочи жизни», и художника, модельера Марии Колесниковой. В то время как его старший брат Саша выучился на архитектора (вслед за дедом, профессором МАРХИ Александром Великановым), Иван стал артистом. И считает, что после детства, проведенного за кулисами МХАТа, где работал отец, и среди богемы на домашней кухне, не могло быть иначе. В двенадцать он впервые снялся в кино — в «Дне полнолуния» Шахназарова («Меня побрили наголо, и мы полетели с мамой на съемки в Элисту»). После съемок в «Бедной Насте», памятном сериале начала 2000-х, открывшем на российском ТВ эпоху многосерийных проектов, были другие предложения, но он предпочел актерской карьере длинный рубль и работал то осветителем, то барменом. «Мне часто говорили, что у меня лицо сытого человека. Играю трагедию, а по глазам видно, что в жизни все хорошо!» Вновь о Колесникове заговорили лишь два года назад, когда он снялся у Говорухина в экранизации довлатовской прозы «Конец прекрасной эпохи» и фактически перезапустил актерскую карьеру. «В первом интервью меня спросили, мол, вас не коробит, что «Нику» в номинации «Открытие года» вы получаете в тридцать лет? А меня это не смущало — я сам себя в этом фильме открыл. Думаю, что человек до всего должен дорасти. В институте говорили, что у меня лицо сытого человека. И я играю трагедию, а по глазам видно, что в жизни все хорошо. Наверное, мне нужно было прожить определенные перипетии, семейные, денежные, чтобы измениться. Жизнь должна была опустить вниз, чтобы потом я двинулся вверх».

Князь Хованский в «Институте благородных девиц», князь Дмитровский в «Софии», Стива Облонский в «Анне Карениной. Истории Вронского», пробы в кино про Бориса Годунова и декабристов — Иван частый участник исторических постановок. «Лицо такое, — объясняет он. — У меня, говорят, стать есть, внутренняя и внешняя. Но это и играть интересно: надеваешь сюртук или эполеты, саблю вешаешь — и чувствуешь себя по-другому. И потом, жизнь князей да бояр ассоциируется у меня с водкой, черной икрой, деньгами разбросанными, тройкой мчащейся, а это все моя стихия».

Он и о советской эпохе говорит с нежностью — даром что кинематографисты называют его типичным героем фильмов Хуциева. «Это было время, когда дружбу возвели на пьедестал, когда посиделки на кухне заканчивались фильмами, музыкой, картинами, стихами», — говорит Колесников и пускается цитировать последнее стихотворение Шпаликова «Давай сейчас его вернем, пока он площадь переходит, немедленно его вернем, поговорим и стол накроем...»

С ним совсем не хочется обсуждать последний сезон «Игры престолов» и рэп-баттлы Oxxxymiron против Гнойного. Зато он поет на концертах Вертинского, отдыхает в Грузии, хвалит выставку Пиросмани в Пушкинском музее. Дома у Ивана регулярно собираются друзья: здесь бывают актеры Алексей Демидов, Александр Давыдов, Елизавета Боярская с Максимом Матвеевым, архитектор Иван Сельвинский, ювелир Владимир Маркин, читают стихи, поют под гитару. В семейном плане Иван тоже человек старомодный: женился в восемнадцать и сейчас вместе с супругой, литовской актрисой Линой Раманаускайте, растит двух дочерей, одиннадцатилетнюю Евдокию и четырехлетнюю Веру. Совсем как его кумир Вертинский.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Слава Филиппов