You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

Чем Йоко Оно знаменита как художница

Кроме перформанса Cut Piece, брака с Джоном Ленноном и недельного протеста в кровати

Чем Йоко Оно знаменита как художница

Перформанс Йоко Оно «Отрежь», 1964, Нью-Йорк

15 октября ММОМА открывает первую в России масштабную выставку Йоко Оно — «Небо всегда ясное». Одна из главных фигур в концептуализме 60-х, нью-йоркском авангарде и международном движении «Флюксус», экспериментальном кино и перформансе, 86-летняя художница до сих пор генерирует новые проекты. Она всю жизнь связана с музыкой, но ранние и важнейшие шаги сделала на поле искусства. Вспоминаем главные вехи из художественной практики Йоко Оно, сделавшей зрителя соучастником и ставшей звездой мирового масштаба.

«Инструкции»

Это ключевая часть московской выставки и всего, что делает Йоко Оно. После переезда в Нью-Йорк из Японии и окончания Колледжа Сары Лоуренс (Йоко изучала поэзию и музыку), Оно создала первые «рецепты», в письменной или вербальной форме приглашая зрителя совершать простые действия и уловить красоту повседневности. Lighting Piece cо спичкой, которую нужно зажечь (1955), и «Картина, на которую нужно наступить» (1960–1961) были в числе самых ранних. В 1964-м она собрала более 150 своих инструкций в книге «Грейпфрут», тогда же осуществила культовый перформанс «Отрежь» (1964), в ходе которого зрители могли унести с собой кусочек одежды художницы.

Йоко Оно. «Склеивание». 1966. C выставки Йоко Оно «Незаконченные картины и объекты» в лондонской Indica Gallery, 1966; инсталляция в Tate Modern, 27 октября 2010 года
Йоко Оно. «Склеивание». 1966. C выставки Йоко Оно «Незаконченные картины и объекты» в лондонской Indica Gallery, 1966; инсталляция в Tate Modern, 27 октября 2010 года

Два года спустя Йоко Оно приглашала зрителей забивать гвозди в картину и рассматривать комнату через лупу, поднявшись по лестнице. На этой выставке в Лондоне Йоко и познакомилась с Ленноном, тот сначала увидел слово «Да» на холсте сквозь увеличительное стекло, после спросил, может ли он забить воображаемый гвоздь в работу Painting to Hammer a Nail In (1961/1966). Этот вопрос впоследствии вдохновил Йоко сделать еще одну версию проекта из нержавеющей стали и стекла, которую она посвятила Джону.

Шестьдесят лет спустя Йоко призывает подниматься по лестнице, чтобы приблизиться к небу (To See the Sky, 2015), или отправлять откровенные признания о моральном, физическом и любом другом насилии. Впервые этот интерактивный проект Йоко осуществила совместно с Художественным музеем Рейкьявика в 2016 году, а теперь повторяет в Москве — поделиться историей и фотографией своих глаз можно, заполнив анонимную форму на сайте ММОМА.

Йоко Оно. «Картина, чтобы забить гвоздь». 1966
Йоко Оно. «Картина, чтобы забить гвоздь». 1966

Музыка

Вся жизнь Йоко Оно связана с музыкой: в детстве художницу учила играть на скрипке ее тетя, русская скрипачка Анна Бубнова, три мужа — композитор Тоси Итиянаги, Энтони Кокс и Джон Леннон — тоже были музыкантами, а с 1971 по 1989 год Йоко совсем ушла от искусства в музыку. «Инструкции» тоже сравнивают с музыкальными партитурами и с хокку, указания художницы настраивают на созерцание, глубоко поэтичны. «Кажется, что коллективное чтение зачастую невыполнимых «рецептов» художника способно изменить реальность с помощью совместных усилий всего человечества», — подчеркивают в ММОМА.

Объединяя музыку, искусство и гражданский активизм, в 1969 году Йоко Оно и Джон Леннон устроили два антивоенных протеста Bed-In For Peace и по неделе в марте и мае отказывались покидать кровать. В это время в числе прочего была записана песня All We Are Saying Is Give Peace A Chance. В том же 1969-м Йоко и Джон записали песню Imagine, основали группу Plastic Ono Band, а в 2009 году художница воссоздала этот проект в сотрудничестве с их сыном Шоном Ленноном.

Видео, скульптура, паблик-арт

За свою карьеру Йоко Оно успела снять множество фильмов на стыке искусства, перформанса и экспериментальной практики, от No. 4 (1966), также известного как Bottoms, до Fly (1970) года. После перерыва в художественной практике длиной почти в 20 лет Оно в конце восьмидесятых взялась за работу с бронзой — результатом стала, к примеру, фигуративная скульптура 1992 года Endangered Species 2319–2322, — в 2007-м представила паблик-арт-проект Imagine Peace Tower, в котором луч света каждый год освещает ночное небо Рейкьявика в память о Джоне Ленноне, в 2012-м вывела строчки из их песни Imagine на Таймс-сквер: фрагменты видео Imagine Peace транслировались на 15 рекламных билбордах.

Недавние выставки

За последние десять лет крупные выставки Йоко Оно проходили в нью-йоркском MoMA (2015), где сосредоточились на работах с 1960-го по 1971-й, франкфуртском Schirn Kunsthalle, лондонской Serpentine Gallery, а также в других крупных институциях. С апреля по июль этого года работы Йоко Оно показывали в Лейпциге, на выставке Peace Is Power. В Москве искусство Оно можно изучать до 24 ноября.

Куратором проекта «Небо всегда ясное» в ММОМА стал Гуннар Б. Кваран, директор Музея современного искусства Аструп-Фернли в Осло, в прошлом глава Художественного музея Рейкьявика, где осенью 2016-го также прошла выставка Йоко Оно, и Художественного музея Бергена. В Москве к сотрудничеству с Йоко привлекают как зрителей, так и современных российских художников: работа «Водное событие/Water Event» (1971) была воссоздана при участии Ольги Кройтор, Ивана Новикова, Максима Спивакова, Анны Титовой, Стаса Шурипы и Светы Шуваевой. В первый день работы выставки, 15 октября, ее можно посмотреть бесплатно: достаточно зарегистрироваться на определенное время на сайте музея.

Йоко Оно. «Белые шахматы». 1966
Йоко Оно. «Белые шахматы». 1966
комментарии