Что Fondation Louis Vuitton покажут в Пушкинском музее и как это связано с Сергеем Щукиным

Смотрим Баския, Уорхола, Каттелана и других в Москве
Что Fondation Louis Vuitton покажут в Пушкинском музее и как это связано с Сергеем Щукиным

19 июня Пушкинский музей открывает сразу две крупные выставки: «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков и коллекцию Щукина в главном здании. На первую свезли 65 звездных произведений, среди которых живопись, скульптура, фотография, световые и видеоинсталляции, созданные с 1947 по 2018 год. Здесь Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, Ив Кляйн и Альберто Джакометти, а также Маурицио Каттелан, Мона Хатум, Пьер Юиг и другие герои грандиозной корпоративной коллекции. По словам директора ГМИИ Марины Лошак, каждый художник представлен на выставке своими хрестоматийными работами, а само собрание во многом показывает личность коллекционера, его глубокий и осмысленный подход к делу.

«Пушкинский музей работал над этим проектом совместно с кураторами из Фонда Louis Vuitton под руководством Сюзанн Паже, которая стала главным куратором выставки‚ — рассказала Vogue куратор выставки со стороны ГМИИ Александра Данилова. — Сюзанн лучше всех знает эту коллекцию и непосредственно занимается ее формированием, прокладывает магистральные линии и векторы. Фонд, привыкший к прекрасной архитектуре Фрэнка Гери, вдруг оказался в пространстве московского особняка с анфиладами и небольшими комнатами. Ясно, что коллекция намного богаче того набора, который здесь представлен, но решено было выбрать лучшую ее часть, пусть и не самую экспериментальную. Мы старались учитывать интересы и знания московской публики, выставить и новое, и уже знакомое. Фонд Louis Vuitton никогда не показывал свою коллекцию в России, но у нас в ГМИИ однажды был схожий красный автопортрет Энди Уорхола 1986 года».

Иза Генцкен. Bouquet, 2004

«Четыре магистральные линии, по которым Фонд Louis Vuitton строит свою коллекцию, охватывают, возможно, все современное искусство, — подчеркивает Александра Данилова. — На выставке эти работы выстраиваются в диалоги, они перемешаны». Речь о линии «созерцательного искусства» (от Дэна Флавина и Герхарда Рихтера до Зигмара Польке), художниках с экспрессивным личным взглядом, работающих с общечеловеческими вопросами (Ив Кляйн, Марк Брэдфорд и другие), о поп-векторе с Баския и Уорхолом во главе, и «музыкально-звуковой» линии в лице Пьера Юига и Марины Абрамович.

Фонд привез прекрасные работы Каттелана, Уорхола, Баския, организовал на втором этаже немецкий зал — с Вольфгангом Тильмансом, которого в коллекции Louis Vuitton много, и Изой Генцкен — активный и постпанковский, как говорит куратор. После начинается медитативная линия, переходящая в романтическую: сплетенные шляпы на скамейке Моны Хатум или свадебные заметки Кристиана Болтански и Аннет Мессаже продолжают маршрут второго этажа. В выставку включена большая работа Марины Абрамович, где зритель, сидя на стульях, может слушать звук метрономов. «Абрамович считает, что для обновления астрального баланса здесь нужно провести 45 минут», — отмечает Александра. Вместе с вышеупомянутыми художниками Андреас Гурски и Бертран Лавье сводят наши воспоминания о прежней Галерее искусств к нулю: на это лето особняк превратился если не в творение Фрэнка Гери, то в малознакомый, просторный и свежий музей современного искусства.

Бертран Лавье. Empress of India II, 2005

Показав свои арт-сокровища в Галерее искусств, Фонд Louis Vuitton взялся рассказать о себе на третьем этаже музея. Смотрите здесь выставочные каталоги за пять лет существования здания в Булонском лесу, архивные снимки с архитектором Фрэнком Гери и скульптуру из его серии Fish Lamps, начатой еще в восьмидесятых. Чешуя светящихся бумажных рыб перекликается c обликом здания-парусника, которое в 2014 году Louis Vuitton открыли в Париже. Рассматривать штаб-квартиру коллекции все лето можно на макетах, рисунках, видео и панорамных фотографиях. По случаю этой исключительной выставки неровно дышащий к России Кристиан Болтански даже создал русскоязычную версию своей работы Apres. Надпись «После» — одна из первых вещей, которая встретится вам в музее с 19 июня до 29 сентября.

Ив Кляйн. ANT 104, 1960

Ожидая «гостей» из Фонда Louis Vuitton, Пушкинский перевел сорок процентов своей коллекции в главное здание, где 19 июня открывается выставка «Щукин. Биография коллекции». А остальное на время убрал с глаз или отправил в Петербург. «Через три дня после нас Эрмитаж откроет выставку, посвященную Морозовым, куда мы отдали еще тридцать процентов коллекции», — добавляет Александра Данилова. Разделенные в 1948 году собрания воссоединяются и в Москве, и в Петербурге, что Пушкинский уже называет «ярчайшим событием для российской культуры». Щукину отдают почти все пространство, стараясь показать его собрание с Моне, Ренуаром, Сезанном, Матиссом и еще десятком великих в максимальной полноте.

Жан-Мишель Баския. Grillo, 1984

450 произведениями в главном здании занималась кураторская группа из восьми человек: это Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская и Вадим Садков. И выставку Louis Vuitton, и «реконструкцию» коллекции Щукина стоит смотреть в связке: искать сходства и различия в этих собраниях, смотреть, что за век изменилось в самом процессе коллекционирования. Выставка «Щукин. Биография коллекции» закроется чуть раньше, 15 сентября, но на просмотр всего искусства, с которым Пушкинский музей встречает лето, у нас есть еще три месяца.

Герхард Рихтер. Lilak (Lilas), 1982

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: © Fondation Louis Vuitton / Marc Domage