You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

Что Fondation Louis Vuitton покажут в Пушкинском музее и как это связано с Сергеем Щукиным

Смотрим Баския, Уорхола, Каттелана и других в Москве

Что Fondation Louis Vuitton покажут в Пушкинском музее и как это связано с Сергеем Щукиным

Альберто Джакометти. «Три шагающих мужчины», 1948

19 июня Пушкинский музей открывает сразу две крупные выставки: «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков и коллекцию Щукина в главном здании. На первую свезли 65 звездных произведений, среди которых живопись, скульптура, фотография, световые и видеоинсталляции, созданные с 1947 по 2018 год. Здесь Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, Ив Кляйн и Альберто Джакометти, а также Маурицио Каттелан, Мона Хатум, Пьер Юиг и другие герои грандиозной корпоративной коллекции. По словам директора ГМИИ Марины Лошак, каждый художник представлен на выставке своими хрестоматийными работами, а само собрание во многом показывает личность коллекционера, его глубокий и осмысленный подход к делу.

«Пушкинский музей работал над этим проектом совместно с кураторами из Фонда Louis Vuitton под руководством Сюзанн Паже, которая стала главным куратором выставки‚ — рассказала Vogue куратор выставки со стороны ГМИИ Александра Данилова. — Сюзанн лучше всех знает эту коллекцию и непосредственно занимается ее формированием, прокладывает магистральные линии и векторы. Фонд, привыкший к прекрасной архитектуре Фрэнка Гери, вдруг оказался в пространстве московского особняка с анфиладами и небольшими комнатами. Ясно, что коллекция намного богаче того набора, который здесь представлен, но решено было выбрать лучшую ее часть, пусть и не самую экспериментальную. Мы старались учитывать интересы и знания московской публики, выставить и новое, и уже знакомое. Фонд Louis Vuitton никогда не показывал свою коллекцию в России, но у нас в ГМИИ однажды был схожий красный автопортрет Энди Уорхола 1986 года».

Иза Генцкен. Bouquet, 2004
Иза Генцкен. Bouquet, 2004

«Четыре магистральные линии, по которым Фонд Louis Vuitton строит свою коллекцию, охватывают, возможно, все современное искусство, — подчеркивает Александра Данилова. — На выставке эти работы выстраиваются в диалоги, они перемешаны». Речь о линии «созерцательного искусства» (от Дэна Флавина и Герхарда Рихтера до Зигмара Польке), художниках с экспрессивным личным взглядом, работающих с общечеловеческими вопросами (Ив Кляйн, Марк Брэдфорд и другие), о поп-векторе с Баския и Уорхолом во главе, и «музыкально-звуковой» линии в лице Пьера Юига и Марины Абрамович.

Фонд привез прекрасные работы Каттелана, Уорхола, Баския, организовал на втором этаже немецкий зал — с Вольфгангом Тильмансом, которого в коллекции Louis Vuitton много, и Изой Генцкен — активный и постпанковский, как говорит куратор. После начинается медитативная линия, переходящая в романтическую: сплетенные шляпы на скамейке Моны Хатум или свадебные заметки Кристиана Болтански и Аннет Мессаже продолжают маршрут второго этажа. В выставку включена большая работа Марины Абрамович, где зритель, сидя на стульях, может слушать звук метрономов. «Абрамович считает, что для обновления астрального баланса здесь нужно провести 45 минут», — отмечает Александра. Вместе с вышеупомянутыми художниками Андреас Гурски и Бертран Лавье сводят наши воспоминания о прежней Галерее искусств к нулю: на это лето особняк превратился если не в творение Фрэнка Гери, то в малознакомый, просторный и свежий музей современного искусства.

Бертран Лавье. Empress of India II, 2005
Бертран Лавье. Empress of India II, 2005

Показав свои арт-сокровища в Галерее искусств, Фонд Louis Vuitton взялся рассказать о себе на третьем этаже музея. Смотрите здесь выставочные каталоги за пять лет существования здания в Булонском лесу, архивные снимки с архитектором Фрэнком Гери и скульптуру из его серии Fish Lamps, начатой еще в восьмидесятых. Чешуя светящихся бумажных рыб перекликается c обликом здания-парусника, которое в 2014 году Louis Vuitton открыли в Париже. Рассматривать штаб-квартиру коллекции все лето можно на макетах, рисунках, видео и панорамных фотографиях. По случаю этой исключительной выставки неровно дышащий к России Кристиан Болтански даже создал русскоязычную версию своей работы Apres. Надпись «После» — одна из первых вещей, которая встретится вам в музее с 19 июня до 29 сентября.

Ив Кляйн. ANT 104, 1960
Ив Кляйн. ANT 104, 1960

Ожидая «гостей» из Фонда Louis Vuitton, Пушкинский перевел сорок процентов своей коллекции в главное здание, где 19 июня открывается выставка «Щукин. Биография коллекции». А остальное на время убрал с глаз или отправил в Петербург. «Через три дня после нас Эрмитаж откроет выставку, посвященную Морозовым, куда мы отдали еще тридцать процентов коллекции», — добавляет Александра Данилова. Разделенные в 1948 году собрания воссоединяются и в Москве, и в Петербурге, что Пушкинский уже называет «ярчайшим событием для российской культуры». Щукину отдают почти все пространство, стараясь показать его собрание с Моне, Ренуаром, Сезанном, Матиссом и еще десятком великих в максимальной полноте.

Жан-Мишель Баския. Grillo, 1984
Жан-Мишель Баския. Grillo, 1984

450 произведениями в главном здании занималась кураторская группа из восьми человек: это Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская и Вадим Садков. И выставку Louis Vuitton, и «реконструкцию» коллекции Щукина стоит смотреть в связке: искать сходства и различия в этих собраниях, смотреть, что за век изменилось в самом процессе коллекционирования. Выставка «Щукин. Биография коллекции» закроется чуть раньше, 15 сентября, но на просмотр всего искусства, с которым Пушкинский музей встречает лето, у нас есть еще три месяца.

Герхард Рихтер. Lilak (Lilas), 1982
Герхард Рихтер. Lilak (Lilas), 1982
комментарии