Радости жизни

Что Пушкинский музей покажет на Венецианской биеннале

Крымов и Нахова на выставке «братства Тинторетто» + первый тизер

Через месяц с небольшим ГМИИ имени А. С. Пушкина и Stella Art Foundation откроют проект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», посвященный 500-летию Якопо Робусти — великого живописца эпохи позднего Ренессанса, известного как Тинторетто. Что произойдет с церковью Сан-Фантин, смотрим в тизере Дмитрия Крымова к выставке — публикуем его первыми.

После десяти лет реставрации церковь Сан-Фантин, где когда-то хранилась работа Тинторетто, впервые откроется с выставкой. Это случится 11 мая в даты 58-й Венецианской биеннале, с участием последователя Тинторетто — итальянского абстракциониста Эмилио Ведовы — и современных художников. Среди последних — представлявшая Россию на 56-м выпуске биеннале Ирина Нахова, вышеупомянутый Дмитрий Крымов и американец Гэри Хилл. Кураторы выставки Марина Лошак и Ольга Шишко собрали искусство, перекликающееся с тинтореттовским и в мотивах, и в новаторстве. «Это не традиционная выставка, а современная месса, — подчеркивают организаторы. — Каждый акт — новое произведение, заполняющее все пространство церкви».

Если Крымов создает перформативную инсталляцию по мотивам «Тайной вечери» из церкви Сан-Тровазо, применяя эффект trompe-l’œil — зрительной обманки, — то Ирина Нахова переосмысляет библейские сюжеты в контексте новейшей истории. Классик американского медиаискусства Гэри Хилл и вовсе раскладывает живопись Тинторетто на спектры и нейроны — так появляется новая сущность, звучащая и мерцающая. Главное для Хилла, одного из пионеров видеоарта, даже не архитектура, а пространство человеческого сознания — визуальные образы с интенсивным электронным звучанием. Абстракционист Эмилио Ведова, главный последователь Тинторетто в XX веке, в круглой работе Tondo говорит и о закольцованности времени, и о вечном: войнах, несправедливости и угнетении. Мощи проекту добавят швейцарцы !Mediengruppe Bitnik, их секретная интервенция в церковь позволит зрителям тоже вступить в «тайное братство Тинторетто». Кодовые слова — сопричастность и сотворчество.

Марина Лошак: «Тинторетто осуществлял перемены в искусстве, которые шли вразрез с жизнью, казавшейся регулярной или традиционной».

«Нам важна тема братств, в том числе и бедных братств, по заказам которых работал Тинторетто, — отмечает директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак. Эта выставка — о роли художника, который работает не с богатыми клиентами, не в поиске средств к существованию или личному комфорту, а для того, чтобы человека ничего не отвлекало от произведений, среди которых происходит литургия, на которых он сосредоточится и которые изменят его». Осуществить выставку Пушкинскому музею помог Stella Art Foundation, вернувшийся в Венецию уже в седьмой раз, как отметила президент Фонда Стелла Кесаева. Увидеть результат можно до 11 сентября.

Ирина Нахова. Видеоинсталляция для выставки «В конце пребывает начало», визуализация, 2018

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Мода

Новая марка: The Knotty Ones

Красота

Salvatore Ferragamo переиздали аромат 60-летней давности

Мода

Одеться в театр как Татьяна Санто-Доминго

Edition