11 сентября в Париже открывается выставка «Фрэнсис Бэкон: книги и живопись», с которой Центр Помпиду продолжает исследовать больших художников прошлого века. Ранее в программе были Марсель Дюшан, Рене Магритт и Анри Матисс, к фигуре Бэкона в музее возвращаются впервые с 1996 года. Новая экспозиция собирает зрелые работы Бэкона: созданные в поворотном для художника 1971-м, когда Гран Пале устроили его ретроспективу, и позже, до смерти в 1992-м.
Куратор Дидье Оттингер разобрал литературные коды в живописи Бэкона и вывел их на первое место. В книги, которые художник читал и держал в своей библиотеке, можно погрузиться на выставке — фрагменты зачитывают приглашенные Центром Помпиду актеры. Тексты нескольких любимых Бэконом авторов — Эсхила, Ницше, Батая, Лейриса, Конрада и Элиота — «оживили» Матьё Амальрик, Жан-Марк Барр, Валери Древиль и другие артисты, каждому писателю отведено по залу.
В выставку включены 12 триптихов, много портретов и автопортретов, а также другие полотна, в которых так или иначе проявились бэконовские книжные предпочтения. «Хотя художник отрицал, что в его работах есть какая-либо повествовательность, — отмечают в музее, — он тем не менее признавал, что литература — мощный стимул для его воображения». От трагедий Эсхила до «базового материализма» Жоржа Батая и фрагментации в работах Томаса Элиота — связать ключевые идеи и приемы, волновавшие Бэкона, с его же живописью в Париже можно до конца года.
Выставка Bacon: Books and Painting продлится до 20 января 2020 года, за этот срок в Центре Помпиду также откроется ретроспектива Кристиана Болтански (с 13 ноября). До 16 сентября в музее можно застать Prehistory, экспозицию с работами Пикассо, Бойса, Дюбюффе, Кляйна и Луизы Буржуа, до 23-го — выставки Такэсады Мацутани, японского художника, участвовавшего в культовой группе «Гутай», южноафриканского авангардиста Эрнеста Манкобы, прожившего большую часть жизни в Европе, и его жены Сони Ферлов Манкобы, а также другие проекты.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.
Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved. DACS/Artimage 2019. Photo: Hugo Maertens, Prudence Cuming Associates Ltd; © Centre Pompidou, MNAM-CCI/Bertrand Prévost/ Dist. RMN-GP