You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

Что такое кэмп и почему Метрополитен-музей посвятил ему выставку

Рассказывает главный куратор Института костюма Эндрю Болтон

Что такое кэмп и почему Метрополитен-музей посвятил ему выставку

Эндрю Болтон. Фото: Pari Dukovic

Выставка Camp: Notes on Fashion, которую 6 мая откроет ежегодный бал Института костюма, исследует историю происхождения и философию кэмпа. О том, что такое кэмп, почему именно эта эстетика стала темой Met Gala и что нас ждет на выставке, Vogue рассказал ее куратор Эндрю Болтон.

Первое упоминание термина «кэмп» в словарях появилось еще в начале XX века. Им описывали «утрированные действия или жесты, используемые для того, чтобы создать некоего персонажа». Проявления свойственной кэмпу чрезмерной манерности можно увидеть в совершенно разных предметах искусства: в статуе Давида Микеланджело, на деревянных гравюрах Китагавы Утамаро и в комедийных пьесах Уильяма Шекспира, вроде «Как вам это понравится».

«Давид» Микеланджело Буонарроти, Академия изящных искусств Флоренции
«Давид» Микеланджело Буонарроти, Академия изящных искусств Флоренции

Кэмп — это специфическая эстетика, которая характеризуется сильной театральностью, искусственностью, гротеском, сочетанием игры с серьезностью и даже вульгарностью. Болтон признается, что ему пришлось преодолеть множество предубеждений, связанных с этой темой. «У людей есть четкое представление о том, что такое кэмп: они воспринимают его как нечто неестественное, связанное исключительно с гей-культурой и трансвеститами, — говорит он. — И это правда, но только отчасти».

Эндрю Болтон на подготовке к выставке в Метрополитен-музее, кадр из фильма «Бал», 2016
Эндрю Болтон на подготовке к выставке в Метрополитен-музее, кадр из фильма «Бал», 2016

За основу выставки Болтон взял эссе Сьюзен Зонтаг «Заметки о кэмпе» 1964 года. Эту работу не раз называли противоречивой: как считала сама Зонтаг, «говорить о кэмпе — значит, предать его». После публикации текста члены гей-комьюнити были недовольны тем, что писательница сделала им каминг-аут без их согласия. До выхода в свет эссе кэмп был чем-то вроде тайного языка, на котором общались между собой члены гей-сообщества, а Зонтаг превратила его в мейнстрим, это понравилось не всем. Тем не менее Болтон считает, что критика в ее сторону не совсем оправданна. «Сьюзен не преподносила кэмп как политический или гей-феномен, она просто описывала его эстетику», — говорит куратор. И признается, что, даже несмотря на эссе, дать точное определение кэмпа невозможно.

Сьюзен Зонтаг. Фото:  Peter Huja, Метрополитен-музей, 1975
Сьюзен Зонтаг. Фото: Peter Huja, Метрополитен-музей, 1975

Экспозиция Camp: Notes on Fashion начинается с зала в духе двора Людовика XIV. На стене висит портрет короля, написанный Гиацинтом Риго, а рядом — изображение его младшего брата Филиппа, который взял псевдоним «Месье» и посвятил всю жизнь танцам и красивым нарядам, преимущественно женским. Здесь же нас знакомят с Фредериком Парком и Эрнестом Болтоном, более известными как Фанни и Стелла. В 1870 году они вызвали громкий скандал тем, что переодевались в женщин и прогуливались в таком виде по улицам Лондона. Центральными экспонатами зала стали два платья из коллекции Erdem весна-лето 2019, посвященной этой эпатажной паре.

Фредерик Парк и Эрнест Болтон (Фанни и Стелла)
Фредерик Парк и Эрнест Болтон (Фанни и Стелла)
Erdem весна-лето 2019
Erdem весна-лето 2019

По словам Болтона, он хотел организовать выставку для того, чтобы «акцентировать внимание публики на эстетике, которая в последнее время стала общим местом». «Когда вы говорите с молодыми людьми о дрэг-квинах и гендере, понимаете, что они не обдумывают все эти темы, — продолжает он. — Для них эти термины звучат старомодно, потому что гей-культура уже стала частью их повседневной жизни».

Платье Marjan Pejoski; платье Palomo. Фото: Метрополитен-музей
Платье Marjan Pejoski; платье Palomo. Фото: Метрополитен-музей

Каждый год зрители ждут красную дорожку бала Met Gala чуть ли не больше, чем сами выставки. На этот раз Болтон ожидает увидеть гостей в максимально ярких, смелых и экстравагантных нарядах: «Хотелось бы побольше образов в духе тех, что делал Боб Маки для Шер или одиозного платья-лебедя Бьорк», — говорит он. Остается надеяться, что даже самые важные звезды поддержат эстетику кэмпа и позволят себе хотя бы на один вечер стать менее серьезными.

Бьорк в платье Marjan Pejoski на церемонии вручения наград премии «Оскар», 2001
Бьорк в платье Marjan Pejoski на церемонии вручения наград премии «Оскар», 2001
комментарии