Радости жизни

«Дейнека/Самохвалов»: спорт, героизм и телесная сила на крупной выставке в Санкт-Петербурге

Смотрите 300 экспонатов в Манеже до 19 января

18 ноября петербургский Манеж открывает выставку к 120-летию со дня рождения Александра Дейнеки, в которой главного воспевателя советского спорта, телесной красоты и героизма сопоставляют с его современником — Александром Самохваловым. Куратор Семен Михайловский видит между ними много общего, не только в интересе к физической мощи, но и в бэкграунде: оба родились на рубеже веков в провинции, позже учились у важных практиков и теоретиков искусства, с узнаваемой художественной манерой. На Дейнеку повлиял Фаворский, преподававший в столичном ВХУТЕМАСе, на Самохвалова, после петербургской Академии художеств поступившего в Свободные художественные учебные мастерские — Петров-Водкин.

Александр Самохвалов. «Встреча друзей», 1945

Проект «Дейнека/Самохвалов» — главный в секции «Изобразительное искусство» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. В Манеже вместе собрали 300 работ — живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, фотографию — из 37 музеев и девяти частных собраний. «Мы недолго рассуждали, как структурировать выставку, — рассказывает Михайловский, сложивший шесть разделов в пары: война и мир, труд и спорт, герои и дети. По словам куратора, двух художников занимали «единственно актуальные темы, демонстрировавшие вовлеченность в процесс социальных преобразований». Дейнека и Самохвалов работали в Москве и Ленинграде — городах, противостоящих друг другу и в искусстве, и в спорте. Однако оба участвовали в близких художественных объединениях (ОСТ и «Круг художников»), чувствовали эпоху и людей, были советскими авторами, открытыми мировым тенденциям. А еще изображали схожих героев — красноармейцев и физкультурниц, шахтеров и метростроевцев — и не раз писали автопортреты, пусть и совсем разные.

Александр Дейнека. «Пионер», 1934

«Если Дейнека был бойцом, то Самохвалов избегал резких движений», — пишет Семен Михайловский в кураторском тексте, рассказывая и о любви первого к спорту, и о скромности второго. «После войны Дейнека представил себя в образе атлетически сложенного героя, — рассказывает об одном из автопортретов Михайловский. — Боксом он начал заниматься еще во ВХУТЕМАСе, под надзором Александра Гетье, колоритного персонажа, сочинившего даже несколько книг на эту тему». Дейнека говорил, что ему «нравится воля спортсмена, которой тот управляет». Достижений художнику было не занимать: его работы выставляли в США, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, в одной Венеции восемь раз, после биеннале их зачастую продавали за приличные деньги. Самохвалов изображает себя совсем не в героическом виде, хотя был известен и за пределами Ленинграда, особенно после успеха на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Александр Самохвалов. «Хлопок», эскиз панно для павильона на сельскохозяйственной выставке, 1939

Увидеть в Манеже искусство Дейнеки вместе с самохваловским первыми могут зарегистрированные участники VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума — для них проект открыт с 14 по 16 ноября. Широкой публике выставка «Дейнека / Самохвалов» будет доступна с 18 ноября по 19 января 2020 года.

Александр Дейнека. «На женском собрании», 1937

Александр Дейнека. «Колхозница на велосипеде», 1935

Александр Самохвалов. «Советская физкультура»,1935

Александр Дейнека. Автопортрет в панаме, начало 1920-х

Александр Самохвалов. «В приволжских степях», 1934

Александр Дейнека. «Эстафета», 1945

Александр Самохвалов. «Девочка с апельсином», 1930-е

Александр Дейнека. «Трудное решение», 1966

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Мода

Гости превью выставки «Дейнека/Самохвалов» и коктейля Vogue в Санкт-Петербурге

Радости жизни

Красивые новогодние базары в Москве и Санкт-Петербурге

Мода

Как прошел показ Emil Shabaev в Санкт-Петербурге

Edition