You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Где посмотреть работы Энди Уорхола, которые никогда раньше не выставлялись

Даже если вы думаете, что отец американской поп-культуры уже не может ничем вас удивить, эти три выставки заставят вас посмотреть на его творчество по-другому

Где посмотреть работы Энди Уорхола, которые никогда раньше не выставлялись

Ladies and Gentlemen, 1975, The Andy Warhol Foundation

К 1966 году имя Энди Уорхола стало настолько известным, что компания Campbell’s Soup запустила в продажу знаменитое «бумажное» платье с изображением одной из культовых его работ — банки супа. В 1971-м Дэвид Боуи выпустил альбом Hunky Dory, одна из песен которого была посвящена Уорхолу. Даже после смерти художника в 1987 году его наследие продолжало жить благодаря многочисленным байопикам, бьющим все рекорды аукционам, подражателям и самим работам, за которыми охотились все музеи и коллекционеры.

Green Coca-Cola Bottles, 1962, The Andy Warhol Foundation

Green Coca-Cola Bottles, 1962, The Andy Warhol Foundation

Свой культовый статус Уорхол сохраняет до сих пор. В 2016 году, когда Раф Симонс был назначен креативным директором Calvin Klein, он начал сотрудничество с Фондом Энди Уорхола, который дал ему неограниченный доступ к архивам художника. Реплики знаменитых работ Уорхола уже украшают худи, футболки и сумки Calvin Klein. В прошлом месяце 48 картин из его серии Shadow 1978–1979 годов были выставлены в галерее на нижнем этаже нью-йоркской штаб-квартиры Calvin Klein. Более того, компания оплатила реставрацию всех 102 полотен из этой серии. В дальнейшем их перевезут в музей Dia:Beacon на берегу Гудзона.

Andy Warhol Calvin Klein Installation

Andy Warhol Calvin Klein Installation

12 ноября большая выставка Энди Уорхола открылась в Whitney Museum of American Art в Нью-Йорке. В экспозиции собраны работы Уорхола после 1968 года, когда на него было совершено покушение: радикальная феминистка и бывшая актриса фильмов Энди Уорхола поднялась к нему в студию и несколько раз выстрелила художнику в живот. Кураторы Andy Warhol – From A to B and Back Again хотели показать, как повлияла близость смерти на его творчество. Впервые с 1989 года в музее открылась ретроспектива мастера поп-арта, и посмотреть ее можно до 31 марта 2019-го. Центр визуальных искусств имени Айрис и Джеральда Кантор в Стэнфордском университете также делает большие ставки на Уорхола. Сейчас на выставке Contact Warhol: Photography Without End здесь можно увидеть коллекцию из 130 000 снимков и негативов, которые Уорхол сделал на свою камеру Minox 35EL, купленную в 1976 году (посетить экспозицию можно будет до 6 января 2019 года).

Andy Warhol Screen Tests: Edie Sedgwick, 1964, The Andy Warhol Foundation

Andy Warhol Screen Tests: Edie Sedgwick, 1964, The Andy Warhol Foundation

Все три экспозиции объединяет внимание к позднему периоду карьеры Уорхола. «Был ли он заложником своего раннего успеха? Думаю, да, — говорит Донна де Сальво, главный куратор музея Уитни. — Пик его славы пришелся на 1960-е, и большинство знает его именно по этой эпохе. Его работы образца 1970-х и 1980-х не были в таком же почете у зрителей, но надеюсь, нам удастся исправить эту ситуацию».

Выставка в музее Уитни — настоящая энциклопедия жизни Уорхола: от его иллюстраций на ранних этапах творческого пути до коллабораций с Жан-Мишелем Баскией и Китом Харингом. «Уорхол по-прежнему остается одной из самых интересных и неоднозначных фигур современного искусства. Может ли эта выставка удивить зрителя? Полагаю, да, — говорит де Сальво. — В последний раз ретроспектива Уорхола проходила в США 30 лет назад, с тех пор выросла новая аудитория — эти люди воспринимают его творчество иначе».

Detail from Contact Sheet (Photoshoot with Andy Warhol with shadow), 1986, The Andy Warhol Foundation

Detail from Contact Sheet (Photoshoot with Andy Warhol with shadow), 1986, The Andy Warhol Foundation

Несмотря на успех в Европе, поздние работы Уорхола не получили такого же признания в США. Казалось, он сосредоточил все свои силы на управлении студией и журналом Interview, поддерживая славу художника потретами-визитными карточками, созданным в технике шелкографии. «Он всегда оставался настоящим творцом. Уорхол был невероятным новатором, но со временем загнал себя в тупик — ему необходимо было делать все эти портреты, чтобы оплачивать счета. И это начало его утомлять, — делится де Сальво. — Если бы он не умер так рано, возможно, со временем его работы оценили бы более высоко».

Черно-белые фотографии из серии Contact Warhol «никогда не рассматривались как произведения искусства при его жизни», — говорит Ричард Мейер, сокуратор и автор выставки в центре визуальных искусств Кантор. Четырехлетняя подготовка и поиск негативов сделали возможным увидеть Нью-Йорк глазами Уорхола.

Self-Portrait, 1964, The Andy Warhol Foundation

Self-Portrait, 1964, The Andy Warhol Foundation

В книге Exposures Уорхол писал, что «есть два критерия хорошей фотографии: во-первых, она должна быть в фокусе, а во-вторых — запечатлевать известного человека, делающего нечто странное». Например, Бьянку Джаггер, бреющую подмышки во время телефонного разговора. Когда Мейер изучил негативы этого знаменитого фото, то увидел, что действие происходило в гостиной Роя Халстона и было полнейшей постановкой. «В тот момент снимок показался мне еще более совершенным, идея нарочно изобразить нечто будничное и обыденное — это очень в духе Уорхола».

В 1976 году его с радостью принимали в обществе самых красивых и успешных людей Нью-Йорка. «Он находился в позиции вовлеченного наблюдателя, — рассказывает Мейер. — Его приглашали на все вечеринки. Он был вхож в высшее общество и документировал его жизнь. Благодаря камере он мог одновременно быть внутри тусовки и отделиться от нее». Уорхол не старался показать своих героев в лучшем свете — он любил несовершенства и запечатлевал все вокруг таким, как есть на самом деле. Прикончить за день катушку пленки значило прожить его не зря. «Перед сном он часто спрашивал себя: “Что я сфотографировал?”, — вспоминает Мейер. — Думаю, сегодня мы так же относимся к снимкам, сделанным на телефон. Выходит, Уорхолу и это удалось предвидеть».

Detail from Contact Sheet (Andy Warhol, Bianca Jagger, Halston, Diane de Beauvau, Bethann Hardison in the back of a limousine), 1976, The Andy Warhol Foundation

Detail from Contact Sheet (Andy Warhol, Bianca Jagger, Halston, Diane de Beauvau, Bethann Hardison in the back of a limousine), 1976, The Andy Warhol Foundation

комментарии