К 1966 году имя Энди Уорхола стало настолько известным, что компания Campbell’s Soup запустила в продажу знаменитое «бумажное» платье с изображением одной из культовых его работ — банки супа. В 1971-м Дэвид Боуи выпустил альбом Hunky Dory, одна из песен которого была посвящена Уорхолу. Даже после смерти художника в 1987 году его наследие продолжало жить благодаря многочисленным байопикам, бьющим все рекорды аукционам, подражателям и самим работам, за которыми охотились все музеи и коллекционеры.
Свой культовый статус Уорхол сохраняет до сих пор. В 2016 году, когда Раф Симонс был назначен креативным директором Calvin Klein, он начал сотрудничество с Фондом Энди Уорхола, который дал ему неограниченный доступ к архивам художника. Реплики знаменитых работ Уорхола уже украшают худи, футболки и сумки Calvin Klein. В прошлом месяце 48 картин из его серии Shadow 1978–1979 годов были выставлены в галерее на нижнем этаже нью-йоркской штаб-квартиры Calvin Klein. Более того, компания оплатила реставрацию всех 102 полотен из этой серии. В дальнейшем их перевезут в музей Dia:Beacon на берегу Гудзона.
12 ноября большая выставка Энди Уорхола открылась в Whitney Museum of American Art в Нью-Йорке. В экспозиции собраны работы Уорхола после 1968 года, когда на него было совершено покушение: радикальная феминистка и бывшая актриса фильмов Энди Уорхола поднялась к нему в студию и несколько раз выстрелила художнику в живот. Кураторы Andy Warhol – From A to B and Back Again хотели показать, как повлияла близость смерти на его творчество. Впервые с 1989 года в музее открылась ретроспектива мастера поп-арта, и посмотреть ее можно до 31 марта 2019-го. Центр визуальных искусств имени Айрис и Джеральда Кантор в Стэнфордском университете также делает большие ставки на Уорхола. Сейчас на выставке Contact Warhol: Photography Without End здесь можно увидеть коллекцию из 130 000 снимков и негативов, которые Уорхол сделал на свою камеру Minox 35EL, купленную в 1976 году (посетить экспозицию можно будет до 6 января 2019 года).
Все три экспозиции объединяет внимание к позднему периоду карьеры Уорхола. «Был ли он заложником своего раннего успеха? Думаю, да, — говорит Донна де Сальво, главный куратор музея Уитни. — Пик его славы пришелся на 1960-е, и большинство знает его именно по этой эпохе. Его работы образца 1970-х и 1980-х не были в таком же почете у зрителей, но надеюсь, нам удастся исправить эту ситуацию».
Выставка в музее Уитни — настоящая энциклопедия жизни Уорхола: от его иллюстраций на ранних этапах творческого пути до коллабораций с Жан-Мишелем Баскией и Китом Харингом. «Уорхол по-прежнему остается одной из самых интересных и неоднозначных фигур современного искусства. Может ли эта выставка удивить зрителя? Полагаю, да, — говорит де Сальво. — В последний раз ретроспектива Уорхола проходила в США 30 лет назад, с тех пор выросла новая аудитория — эти люди воспринимают его творчество иначе».
Несмотря на успех в Европе, поздние работы Уорхола не получили такого же признания в США. Казалось, он сосредоточил все свои силы на управлении студией и журналом Interview, поддерживая славу художника потретами-визитными карточками, созданным в технике шелкографии. «Он всегда оставался настоящим творцом. Уорхол был невероятным новатором, но со временем загнал себя в тупик — ему необходимо было делать все эти портреты, чтобы оплачивать счета. И это начало его утомлять, — делится де Сальво. — Если бы он не умер так рано, возможно, со временем его работы оценили бы более высоко».
Черно-белые фотографии из серии Contact Warhol «никогда не рассматривались как произведения искусства при его жизни», — говорит Ричард Мейер, сокуратор и автор выставки в центре визуальных искусств Кантор. Четырехлетняя подготовка и поиск негативов сделали возможным увидеть Нью-Йорк глазами Уорхола.
В книге Exposures Уорхол писал, что «есть два критерия хорошей фотографии: во-первых, она должна быть в фокусе, а во-вторых — запечатлевать известного человека, делающего нечто странное». Например, Бьянку Джаггер, бреющую подмышки во время телефонного разговора. Когда Мейер изучил негативы этого знаменитого фото, то увидел, что действие происходило в гостиной Роя Халстона и было полнейшей постановкой. «В тот момент снимок показался мне еще более совершенным, идея нарочно изобразить нечто будничное и обыденное — это очень в духе Уорхола».
В 1976 году его с радостью принимали в обществе самых красивых и успешных людей Нью-Йорка. «Он находился в позиции вовлеченного наблюдателя, — рассказывает Мейер. — Его приглашали на все вечеринки. Он был вхож в высшее общество и документировал его жизнь. Благодаря камере он мог одновременно быть внутри тусовки и отделиться от нее». Уорхол не старался показать своих героев в лучшем свете — он любил несовершенства и запечатлевал все вокруг таким, как есть на самом деле. Прикончить за день катушку пленки значило прожить его не зря. «Перед сном он часто спрашивал себя: “Что я сфотографировал?”, — вспоминает Мейер. — Думаю, сегодня мы так же относимся к снимкам, сделанным на телефон. Выходит, Уорхолу и это удалось предвидеть».
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.