Искусство в эвакуации

В Москве открывается выставка живописи, графики, фотографий, кино и предметов искусства, созданных в тяжелые годы эвакуации
Искусство в эвакуации

С 17 апреля по 11 октября в стенах Института русского реалистического искусства, при поддержке открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» пройдет выставка «Искусство в эвакуации», посетить которую будет полезно каждому. В состав экспозиции, приуроченной к 70-летию победы в Великой Отечественной войне, вошли живопись и графика множества прославленных художников — Сергея Герасимова, Клары Власовой и Михаила Кончаловского, а также рисунки Сергея Эйзенштейна, партитуры Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, эскизы декораций и костюмов именитых художников-постановщиков, уникальные документальные свидетельства из семейных архивов и важнейших государственных хранилищ и видеоинтервью с живописцами, лично побывавшими в эвакуации.

По мнению Дмитрия Шостаковича, пережившего войну, духовная атмосфера этих лет самым непосредственным образом повлияла на развитие советского искусства. «Думаю, что ни в одной национальной культуре война не рождала столь колоссального взлета национального творчества. Искусство периода Великой Отечественной войны — феномен эстетический и социальный», — говорил доктор искусствоведения и великий композитор.

Выставка «Искусство в эвакуации» демонстрирует, каким невероятным образом было сохранено культурное наследие в столь трудные годы. Для многих мастеров военные годы стали временем творческого становления. Так, в Самарканде прошла защита первого выпуска живописного факультета Московского художественного института, полотна выпускников которого по сей день входят в собрания крупнейших музеев. В Куйбышеве впервые прозвучала гениальная Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, труппой Большого театра была поставлена сложнейшая пятичасовая опера «Вильгельм Телль», в Тбилиси Сергей Прокофьев продолжал работу над «Войной и миром», в Алма-Ате Сергей Эйзенштейн снял свою знаменитую ленту «Иван Грозный».

Судьбы художников, писателей, композиторов, режиссеров с приходом войны часто ломались, но, даже уезжая в эвакуацию, они не переставали творить и не останавливали работу. Так, посетители выставки смогут услышать архивную запись симфонии Шостаковича, начатой еще в Ленинграде, а законченной уже в эвакуации, и увидеть акварели «Москва в дни войны» Александра Лабаса, на папке с которыми спал великий композитор в поезде, уходящем из осажденной Москвы.

«Многие произведения и документы, включая эксклюзивные интервью непосредственных участников событий — например, часть самаркандских дневников Владимира Фаворского, будут опубликованы впервые», — признается основатель Института реалистического искусства Алексей Ананьев.

География экспозиции, безусловно, обширна, тематика тоже. Большой раздел посвящен бытовой стороне эвакуации. Студентам-художникам приходилось разводить краски клопомором, использовать мешковину вместо привычного холста и рисовать портреты уходящих на фронт за несколько куриных яиц. Артисты сдавали кровь для отправки в госпитали и выезжали на гастроли для фронтовиков на ручных дрезинах, кинореквизиторы использовали любые возможности, чтобы создать красивые декорации и костюмы, разыскивая необходимые материалы у местного населения.

Выставку «Искусство в эвакуации» действительно стоит увидеть для того, чтобы восхититься и поразиться стойкостью духа людей, переживших войну в эвакуации, и увидеть, как творческие люди переживали это время. Настоятельно рекомендуем посетить ее всей семьей: с детьми, родителями бабушками и дедушками.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.