Сегодня, 18 марта, в миланском культурном комплексе Fondazione Prada откроется большая выставка под названием L’image Volée, или «Украденная картина». Тема следует из названия — экспозиция посвящена кражами и не только искусства, скорее самому акту взятия без спроса. Куратором выступил немецкий фотограф Томас Деманд. Оформлением занимался художник и архитектор Манфред Пернице.
В составе L’image Volée порядка девяноста произведений шестидесяти разных художников, созданные в период с 1830-х по наши дни. Задумка куратора в том, чтобы наглядно проиллюстрировать склонность человека, в том числе и творческого, опираться на уже знакомые модели. Выставка показывает, как часто в художественных работах можно уловить отсылки к созданным ранее произведениям. Тут есть примеры авторского переосмысления, аллюзий и прямого подражания. Экспозиция намерена разграничить такие понятия, как оригинальность, концептуализм и культура копирования. Авторство и присвоение противостоят друг другу, но богатый творческий потенциал есть и у того, и другого. Цель куратора — их подробное исследование.
В рамках L’image Volée ведется не одно исследование, а сразу три. Первое сфокусировано на физическом присвоении или, наоборот, отчуждении объекта. В этой секции представлены работы, транслирующие криминальные мотивы. Это фильмы, картины, фотографии, в которых украденные вещи становятся символом греха и преступления. Например, Senza Titolo («Украденный ковер», 1969) Маурицио Каттелана. Это подлинный персидский ковер. Ричарду Артшвагеру было поручено украсть его специально для выставки Art by Telephone в Чикаго, превратив его таким образом в объект полный художественного смысла.