Искусство красть в Fondazione Prada

Итальянский модный Дом поднимает тему авторства и копирования в искусстве и в жизни в рамках выставки L’image Volée
Искусство красть в Fondazione Prada

Сегодня, 18 марта, в миланском культурном комплексе Fondazione Prada откроется большая выставка под названием L’image Volée, или «Украденная картина». Тема следует из названия — экспозиция посвящена кражами и не только искусства, скорее самому акту взятия без спроса. Куратором выступил немецкий фотограф Томас Деманд. Оформлением занимался художник и архитектор Манфред Пернице.

В составе L’image Volée порядка девяноста произведений шестидесяти разных художников, созданные в период с 1830-х по наши дни. Задумка куратора в том, чтобы наглядно проиллюстрировать склонность человека, в том числе и творческого, опираться на уже знакомые модели. Выставка показывает, как часто в художественных работах можно уловить отсылки к созданным ранее произведениям. Тут есть примеры авторского переосмысления, аллюзий и прямого подражания. Экспозиция намерена разграничить такие понятия, как оригинальность, концептуализм и культура копирования. Авторство и присвоение противостоят друг другу, но богатый творческий потенциал есть и у того, и другого. Цель куратора — их подробное исследование.

В рамках L’image Volée ведется не одно исследование, а сразу три. Первое сфокусировано на физическом присвоении или, наоборот, отчуждении объекта. В этой секции представлены работы, транслирующие криминальные мотивы. Это фильмы, картины, фотографии, в которых украденные вещи становятся символом греха и преступления. Например, Senza Titolo («Украденный ковер», 1969) Маурицио Каттелана. Это подлинный персидский ковер. Ричарду Артшвагеру было поручено украсть его специально для выставки Art by Telephone в Чикаго, превратив его таким образом в объект полный художественного смысла.

Второе исследование рассматривает кражу как отсылку на некоторое существующее произведение. Не прямое, а косвенное его присвоение. Здесь поднимается тема фальсификации. Ее прекрасно иллюстрируют воссозданные вручную художником Гюнтером Хопфингером денежные банкноты. Секция обращает внимание на миметические свойства искусства. Например, в работе Элен Стюртевант Duchamp Man Ray Portrait («Портрет Дюшана работы Ман Рэя», 1966). Это действительно фотопортрет Марселя Дюшана, созданный Ман Рэем. Стюртевант принадлежит концепция присвоения произведения, ее реализация и есть художественное действо.

Третья секция повествует об акте кражи через изображение. Философия в том, что любая фиксация изображения так или иначе является вторжением в частное пространство. Тут разместилась инсталляция Джона Балдессари Blue Line (Holbein), 1988 года. Автор в ней поднимает вопрос роли зрителя. Он установил скрытые камеры, которые запечатлевают посетителей выставки и транслируют изображение в смежное пространство. подсматривать за кем-то — все равно что красть.

Выставку L’image Volée нельзя назвать энциклопедическим исследованием, это скорее наблюдение, которое каждый волен подтвердить или опровергнуть, основываясь на собственном зрительском опыте. Если будете в Милане, не проходите мимо. Выставка продлится до 28 августа.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.