You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Италия Сальваторе Феррагамо на выставке во Флоренции

Какой маэстро увидел родную страну по возвращении из Голливуда

Италия Сальваторе Феррагамо на выставке во Флоренции

«Маркиза Казати в образе Эвтерпы», Альберто Мартини, 1931

Его история похожа на сказку. Мальчик из бедной крестьянской семьи, один­надцатый из четырнадцати детей, чьим любимым занятием было наблюдать за работой сапожника, создал свою первую пару обуви для сестры, которой родители не могли купить белые башмачки, необходимые для первого причастия. Юношей отправился в Америку в поисках лучшей жизни, там открыл свою первую мастерскую по ремонту и изготовлению обуви на заказ. Дело происходило в Калифорнии: заказчиками итальянского парня стали звезды тогда еще совсем нового искусства — кинематографа.

Получив известность и первые деньги, он решает вернуться в Италию в поисках лучших рук и лучших материалов, старейших традиций ремесла и близости к величайшим произведениям искусства. В 1927 году Сальваторе обосновывается во Флоренции, принимает клиентов в средневековом дворце, где случайно находит пару женских старинных башмаков на толстой подошве, которая и стала прообразом его знаменитой пробковой платформы.


Италия Сальваторе Феррагамо на выставке во Флоренции
Эдина Альтара, «Невеста», 1919

Но выставка «Возвращение в Италию. Феррагамо и фигуративная культура XX века» не совсем о Феррагамо, а скорее о том, какую страну он открыл для себя, когда девяносто лет назад вернулся в Италию. О том, какое искусство владело умами, какие художники были в моде, как строились города и как вся эта эстетика существовала в сложнейший период итальянской и мировой истории — эпоху фашизма и коммунизма, авангардистского искусства, невиданного прогресса науки и техники и эмансипации. Собственно, каждой из этих тем и посвящен отдельный раздел выставки.

Начинается она с путешествия Сальваторе Феррагамо из Америки в Италию на трансатлантическом лайнере «Океания». Здесь есть и фотографии самого парохода, и визы, и счета: те бытовые подробности, которые порой дают куда более полное представление об эпохе и людях, в ней живущих, чем все произведения искусства. Здесь же и фотографии первых мастерских Феррагамо во Флоренции, и его первых моделей обуви, созданных в Италии.

Второй раздел посвящен Флоренции — городу, воспетому интеллектуалами и эстетами, который именно в это время активно строился и развивался, превращаясь в центр не только искусства и культуры, но и ремесла и туризма.

Италия Сальваторе Феррагамо на выставке во Флоренции
Сальваторе Феррагамо, Одри Хепберн и американская писательница Анита Лус в Палаццо Спини-Ферони, 1954. Девушка-флэппер меняет шины, 1930

Третья секция — прикладные искусства, интерес к которым в 1920-е на волне развития промышленности носил характер повального увлечения. Мебель, одежда, посуда, ткани: художники становились ремесленниками, ремесленники — художниками.

Четвертая часть выставки рассказывает о женщинах и их гардеробных. Портреты итальянских красавиц, одетых по моде того времени, платья и аксессуары на манекенах создают объемную картинку моды эпохи ар-деко с ее революционной геометрией и кинематографическим блеском.

Пятый раздел посвящен, выражаясь современным языком, дизайну и его роли в Италии 1920-х. В шестом масштабная видеоинсталляция демонстрирует итальянский Дом, каким он стал в эпоху научно-технического прогресса. В то время американские нововведения соревновались с вечными ценностями, коими славилась Флоренция, — вернувшемуся из Америки Феррагамо эти коллизии старого и нового были близки и понятны.

Италия Сальваторе Феррагамо на выставке во Флоренции
Лучано Балдессари, афиша ярмарки театральной моды в Милане и театральной выставки в Турине, 1928. Фортунато Деперо, «Зашифрованный костюм», 1929

Следующий, седьмой раздел выставки посвящен женской фигуре, чьи обмеры и параметры стали играть большую роль в развивающейся индустрии моды. Инсталляция, вдохновленная произведениями Марселя Дюшана, показывает изучение тела как объекта искусства.

Наконец, послед­ний раздел демонст­рирует новую жизнь этого самого тела. Танцы, в первую очередь танго, фокстрот и чарльстон, теннис, плавание, их отражение в живописи и скульптуре 1920-х.

И здесь в изображении тела эволюция стилей в искусстве наиболее наглядна. Авангардные скульптуры изображают человека как набор абстрактных геометрических фигур, а характерное для 1930-х возвращение к классическим образцам — совершенные реалистичные тела.

Феррагамо был одним из главных действующих лиц итальянской арт-сцены той эпохи, одним из тех, кто перебросил мостик от ремесла к искусству, от искусства к дизайну. Объединив все, за что мы так любим Италию.

Выставка продлится почти год — с 19 мая этого года по 2 мая 2018-го.

Италия Сальваторе Феррагамо на выставке во Флоренции
Чиприано Эфизио, «Соблазнительница», 1927
комментарии