Когда Кристобаль Баленсиага закрыл свой Дом моды в 1968 году, светская львица Мона фон Бисмарк была убита горем. «Мона не выходила из своей комнаты три дня, — вспоминала Диана Вриланд в своих мемуарах D.V. — Это стало концом целой эпохи в ее жизни». Реакция Бисмарк была, вне всяких сомнений, эксцентричной, но этот легендарный эпизод точно передает глубину чувств, которые испытывали в модных кругах к этому тихому гиганту кутюра.
Вечный Баленсиага был и сохраняет за собой статус дизайнера для дизайнеров, несмотря на то что избегал публичности, выбирал в качестве моделей «монстров» и шокировал клиентов и прессу провокационными силуэтами. Сесил Битон называл его «Пикассо от моды».

Выставка, посвященная изучению карьеры испанского модельера, откроется в субботу, 27 мая, в лондонском Музее Виктории и Альберта. Она станет настоящим пиром для глаз любителей моды. Бескомпромиссные и строгие, элегантные и странные — творения Баленсиаги балансируют на той грани, где мода превращается во что-то другое.
Поразительная современность его работ становится очевидной с самого начала выставки. Первое, что видят посетители, это платье-накидка 1961 года из фисташкового шелкового газара. За ассоциацию с элегантной гусеницей его можно ошибочно счесть за Comme des Garçons. «Это платье — фантастическая квинтэссенция его идей, оно демонстрирует его отвлеченность от тела, и оно потрясающе современно», — говорит Кэсси Дэвис-Строддер, куратор выставки.