Каким будет «дом» фонда V-A-C на Болотной набережной и при чем тут «Санта-Барбара»

Первые выставки, структура здания и главные новости
Каким будет «дом» фонда VAC на Болотной набережной и при чем тут «СантаБарбара»

На следующий день после шестичасового перформанса «Печаль победит счастье» — именно эту фразу исландский художник Рагнар Кьяртанссон весь вечер понедельника пел в Театре имени Маяковского — фонд V-A-C поделился деталями о главном проекте в своей истории, ГЭС-2. Каким будет это общественное культурное пространство на Болотной набережной — «главная стройка» для Леонида Михельсона, председателя правления компании «Новатэк» и президента фонда V–A–C, рассказали на пресс-конференции в ТАСС. Почему это «не музей», что ждет ГЭС-2 в ближайшие годы и как развивался проект, вместе с Михельсоном объяснили глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский и архитектор Ренцо Пиано, а также генеральный директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика, его художественный директор Франческо Манакорда и старший куратор Катерина Чучалина. Мы записали несколько ключевых моментов.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Леонид Михельсон и Ренцо Пьяно о новом здании фонда V-A-C

«В мире много чудес, но это главное чудо для меня, — резюмирует итальянский архитектор Ренцо Пьяно свои чувства насчет ГЭС-2, проекта, за который он сперва взялся со множеством вопросов. — Если где-то и можно воплотить что-то с прозрачной нотой сумасшествия — это здесь». 40 тысяч квадратных метров пространства рядом с Кремлем — и есть отведенное Ренцо чудо, его итальянский архитектор сложил в «хитросплетенный замок». По словам Пьяно, пространство будет организовано непредсказуемо, а Леонид Михельсон уточнил, что одних только лифтов внутри будет около тридцати. В здании бывшей электростанции, закрытой в 2015-м, будут выставочные галереи и «театр», «фабрика» с десятком пространств от студии звукозаписи до фотолаборатории, а также библиотека, ресторан, арт-резиденция, хранилище коллекции V-A-C и не только. Снаружи — березовая роща.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«В наших планах за год закончить стройку и открыться в сентябре, — заглядывает в 2020-й прародитель проекта Леонид Михельсон, который, насмотревшись на институции вроде Тейт и Центра Помпиду, не смог устоять перед обнаруженным им участком земли в Москве. ГЭС-2 разместится на стыке двух культурных кластеров: с одной стороны — Пушкинский музей и его музейный городок, с другой — Третьяковская галерея с новым строящимся зданием. Появление ГЭС-2 всколыхнуло и все, что рядом: началась реконструкция Патриаршего моста и соседних набережных.

Над сложным организмом ГЭС-2 работает более семидесяти сотрудников фонда V-A-C, все они стремятся интегрировать самые различные дисциплины. «Мы хотим установить такой тон, чтобы у людей появлялись вопросы, а не ответы», — говорит генеральный директор фонда Тереза Иароччи Мавика. «Мы будем думать, как генерировать новые идеи, изобретать новые форматы, — добавляет художественный директор фонда V-A-C Франческо Манакорда, — это культурная институция, которая создается в городе и для города».

Скетч ГЭС-2 по проекту Renzo Piano Building Workshop

Франческо Манакорда и Рагнар Кьяртанссон о выставочных планах

Во втором действии пресс-конференции Манакорда анонсирует пять сезонов по шесть месяцев каждый — такова выставочная «Санта-Барбара», точнее, первая программа фонда V-A-C «Святые варвары, или оба хуже». Каждый сезон посвящен одному важному вопросу/проблеме, о которых в фонде задумываются вместе с художниками.

Первый герой — Рагнар Кьяртанссон, дебютный сезон называется «Санта-Барбара: как не поддаться колонизации?». Франческо Манакорда подчеркивает, как сильна у Рагнара эмоциональная связь с музыкой, искусством и театром и способность распространять эту связь вокруг. Накануне это ощутили присутствовавшие на перформансе художника в Театре имени Маяковского. «Мы даже не думали, что такое может быть», — чуть позже резюмирует полученные тем же вечером отклики зрителей Тереза Мавика. Основой проекта для V-A-C будет новый перформанс Кьяртанссона, своего рода эмоциональная скульптура, пересказывающая историю России. «Санта-Барбара», вышедшая на наши экраны в январе 1992 года, имеет огромную ценность: она совпала со временем «карнавала, освобождения, истории энтузиазма, иногда скептицизма». Как отмечает старший куратор фонда V-A-C Катерина Чучалина, это было первым важным убеждением кураторов V-A-C, вторым было желание сделать проект именно с Кьяртанссоном. Для последнего все поначалу звучало как шутка, но ощущения, которые вызывает «Санта-Барбара» у россиян, вполне серьезны, это давно идиома максимального эмоционального накала.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

После пяти месяцев с «Санта-Барбарой», в V-A-C возьмутся за тему правды. В фонде рассмотрят самые разные художественные течения, чтобы выявить правду, понять, зачем нам нужен реализм, какую роль он может играть в современном театре и музыке. «Мы считаем, что правда — это процесс, — добавляет Франческо, — и точно не что-то отлитое навсегда и неподвижное». После сезона «Правда: зачем реализм?» на Болотной набережной заговорят на тему «Мать: почему Родина — мать?», затем начнется глава «Космос наш: в будущее возьмут всех», в которой V-A-C обращаются к небезызвестной фразе Кабакова и думают о государстве в сценарии будущего, способах завладеть космосом и описать его. Наконец, финал — «Еле слышно: глас хлада тонка (3 Цар. 19: 11 — 12)». «Понижая громкость, мы заставляем себя заново задуматься о себе как институции, — объясняет Франческо Манакорда, говоря о таинстве близости, исследованиях пространства и космоса в ее поисках. — Но перейти совсем на шепот мы не можем, нам важно, чтобы аудитория нас слышала, нам важно отдать аудитории то, что мы от нее получили».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.