Радости жизни

Кандинский, Малевич, Розанова: что такое «Авангард. Список № 1» и кого еще выставили в Третьяковке

Смотрите с 23 октября

Новой выставкой «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» Третьяковская галерея отмечает юбилей МЖК: этот музей появился задолго до нью-йоркского MoMA и уже завершал свое существование, когда тот только открывался. В отличие от лондонской галереи Тейт, с 1917 года собиравшей современное искусство на частные средства, московский МЖК всю деятельность вел за государственный счет — организаторы подчеркивают его статус «первого в мире государственного музея современного искусства». Советская Россия стала главным покупателем и покровителем экспериментальной живописи, а позже сделала МЖК сердцем масштабного проекта: подобные музеи нового образца распространились по всей стране. В Новой Третьяковке рассказывают исключительно о московском, который, как и остальные, был призван «сбросить с корабля современности» традиции изобразительного искусства. В МЖК участвовали главные авангардисты и экспериментаторы — от Василия Кандинского и Казимира Малевича до Александра Родченко и Давида Штеренберга, в их же числе были Ольга Розанова, Любовь Попова, Наталия Гончарова, Аристарх Лентулов, Михаил Ларионов, Сергей Лучишкин и многие другие.

Сергей Лучишкин. «Координаты соотношения живописных масс. Анормаль. Работа аналитическая», 1924

Новаторский МЖК просуществовал всего десять лет, с 1919-го по 1929-й, но стал музеем, заглянувшим далеко в будущее. Об этом на выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» свидетельствует и реконструированный Аналитический кабинет, и ключевой раздел, где воссоздали экспозицию московского МЖК середины 1920-х годов. Куратор, старший научный сотрудник отдела живописи I половины XX века Любовь Пчелкина, также включила в рассказ о музее редкие экземпляры книг и журналов начала 1920-х и архивные документы, а также впервые раскрыла судьбу произведений из коллекции МЖК после его ликвидации.

Аристарх Лентулов. «Париж», 1911

Более половины экспонатов для выставки привезены из регионов и из-за рубежа, в том числе из лондонской Тейт Модерн и Музея Людвига в Кельне. Вместе с ними Третьяковская галерея покажет десятки работ из своего собрания: в 1924 году МЖК стал ее филиалом, а в 1929-м, после решения о ликвидации музея и их слиянии, в фонды ГТГ поступило более 700 произведений живописи, графики, скульптуры и плаката. Что было до 1930-х, когда с формализмом начали бороться, а МЖК оказался надолго вычеркнут из истории, можно узнать в Новой Третьяковке на Крымском Валу с 23 октября до 23 февраля 2020 года.

Александр Древин. «Беженка», 1917

Ольга Розанова. «Беспредметная композиция», 1916

Наталья Гончарова. «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)», 1911. Из серии «Художественные возможности по поводу павлина»

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Радости жизни

Что такое фем-секс и почему о нем нужно писать в Vogue

Радости жизни

Что такое V&A East и зачем Музею Виктории и Альберта два новых пространства в Лондоне

Красота

Что такое экоочищение кожи

Edition