You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Афиша

«Левша XXI века». Ювелиру из Казани посвятили выставку в Кремле

Творения Ильгиза Фазулзянова, «русского Лалика» и «ловца райских птиц», с 1 апреля в Успенской звоннице

«Левша XXI века». Ювелиру из Казани посвятили выставку в Кремле
C Лаликом сравнивают, говорите? Это лестно, но я не стремлюсь на него походить. Больше того: я считаю, что сегодня любому ювелиру вообще стыдно делать украшения хуже, чем делал Лалик. Человек в космосе, XXI век, у нас масса возможностей и технологий — надо делать лучше!» Так сорокавосьмилетний Ильгиз Фазулзянов отвечает на вопрос, каково это — считаться русским Лаликом. Его Ильгизу в последнее время задают все чаще, особенно с тех пор, как стало известно, что в Москве первого апреля откроется его выставка, и не где-нибудь, а в Успенской звоннице Кремля, там же, где пару лет назад, к примеру, демонстрировали великие архивы Cartier. 

Помимо этого он реставрирует драгоценности для Музея Виктории и Альберта, Оружейной палаты и разнообразных коллекционеров, в том числе творения все того же Лалика. А еще он владеет техникой горячей лиможской эмали, которую позабыли сами французы и которая трудна тем, что эмаль обжигается при девятистах градусах, то есть почти при температуре плавления золота, — и так раз пять. И что он, первый из русских ювелиров, теперь нанят старейшей швейцарской маркой Bovet расписывать циферблаты часов. До этого ажиотажа вокруг себя Фазулзянов ухитрился четверть века провести в статусе ювелира для ценителей, умело обходя глянцевые радары, спрятавшись в своей мастерской в тихом старом доме в Мерзляковском переулке, где мы сейчас разговариваем.

«Мне никогда не нравилось и сейчас не нравится быть «в тренде», — отвечает Ильгиз, прической, пластикой, манерой говорить и смотреть напоминая не работника штихеля и корневертки, а Рудольфа Нуреева. — Я делаю искусство. Я не ювелир, не мастер, а художник и по образованию, и по ощущению от того, чем занимаюсь. Еще лет пять назад я делал какие-то коммерческие вещи. Теперь нет. Я хочу, чтобы меня покупали коллекционеры, музеи. Поэтому я не называю выставку в Кремле персональной, кураторы Музеев Кремля сами выбирали украшения, сами предложили концепцию, как и положено на художественной выставке».

Ильгиз Фазулзянов
Ильгиз Фазулзянов

В Кремле покажут лишь малую часть из архивов Фазулзянова: большинство работ Ильгиз создал специально для выставки. Например, брошь «Лебедь» с эффектом trompe-l’œil: его перья выглядят трехмерными, особенно с тыльной стороны броши, но ни пайку, ни гильоше ювелир не применял. Эффект достигается за счет нанесения множества микроскопических слоев эмали. «Лебедя делали все великие ювелиры, — говорит Ильгиз. — Но я решил сделать его по-своему, таким, каким его еще никто не делал. Изучил много национальных техник эмали: не только французскую, которая у всех на слуху, но и китайскую, японскую, старую русскую — и могу выбирать, какую использовать».

Будут на выставке и ажурные, почти невесомые серьги «Национальные» 1992 года из зерненой серебряной скани, сделанные вчерашним выпускником Казанского художественного училища на волне увлечения им искусством мастеров средневекового царства Волжская Булгария. Ильгиз до сих пор не понимает, как у него вообще получились украшения такого класса: «Тогда же я сделал оклад Корана и добился скани длиной тринадцать сантиметров и толщиной тринадцать сотых миллиметра — более длинной и тонкой, чем у булгарских мастеров. Эмалью я тоже начал заниматься случайно: мне стало не хватать цвета в булгарской технике. А тут в Казань приехал ювелирный коммивояжер из Москвы. У него среди надфилей в сумке лежало несколько баночек. Я спросил, что это такое, он сказал: «Эмаль. Ее наносят на металл, потом запекают». Ну я и купил парочку на пробу, несколько суток просидел, запекал. Потом позвонил ему и попросил привезти еще».

Дело было в январе, а в марте Фазулзянов уже повез на выставку во французский Пуатье несколько десятков украшений с эмалью. Там ахнули: ювелир полностью покрыл золотой браслет эмалью. «Представляете, она не треснула, ее не повело. Не знаю, как так у меня вышло». Фазулзянов родился и вырос в Зеленодольске под Казанью. Места заповедные: «Город окружен лесом и стоит у места, где Свияга впадает в Волгу. Наш дом был на холме с видом на всю эту красоту. Семья у нас большая, родителям было некогда нами заниматься, так что я часто уходил в лес или на Волгу на целый день».

Брошь «Лебедь» с бриллиантами и эмалью, 3200000 р.; брошь «Птицы на ветке» с бриллиантами и кораллами, 2800000 р.; брошь «Липа» (фрагмент) с опалами и эмалью, 1200000 р. — все украшения IlgizF.
Брошь «Лебедь» с бриллиантами и эмалью, 3200000 р.; брошь «Птицы на ветке» с бриллиантами и кораллами, 2800000 р.; брошь «Липа» (фрагмент) с опалами и эмалью, 1200000 р. — все украшения IlgizF.

Под сенью татарских берез Ильгиз стал художником. А когда увлекся булгарскими техниками, поехал учиться на ювелира в Душанбе, где за советское время не растратили традиций древнего ювелирного искусства. «У мусульман ведь нельзя изображать животных, а вот растения можно. Оттого и графика, и украшения в культурах мусульманских стран орнаментальны, каждый завиток имеет свое значение, с помощью их сочетаний художник доносит определенный смысл. Но только я приехал в Таджикистан, там началась гражданская война. Пришлось вернуться обратно в Казань. И тут ко мне стали идти знакомые: все же думали, что я выучился на ювелира. «Сделай мне из цепочки то, из кольца это», — просили. Ну я взял у стоматолога какие-то плоскогубцы, горелку. Поднес одну цепочку к горелке, она расплавилась. Решил соединить кусочки обратно — не вышло. Я же не знал, что для того, чтобы спаять кусочки золота вместе, нужен припой! Днем я занимался дизайном интерьеров: у меня была мастерская витражей и росписи по шелку. А ночью читал учебники по ювелирному искусству и пытался что-то создавать». Через два года Фазулзянов сделал тот самый оклад Корана со сканью невиданной длины — и получил первую премию на Международном конкурсе ювелиров мусульманских стран в пакистанском Исламабаде.

Брошь «Липа» (фрагмент) с опалами и эмалью, 1200000 р.; колье «Павлин» с бриллиантами, сапфирами, изумрудами и эмалью, 10080000 р. — все украшения IlgizF.
Брошь «Липа» (фрагмент) с опалами и эмалью, 1200000 р.; колье «Павлин» с бриллиантами, сапфирами, изумрудами и эмалью, 10080000 р. — все украшения IlgizF.

Его украшения предельно декоративны, но каждое из них можно носить. Вершина искусства Фазулзянова в плане функциональности — не броши, а часы для Bovet. Это сотрудничество — уникальный случай для современных русских художников и ювелиров. Часовщики приметили Фазулзянова в середине 2010-х на выставке в Цюрихе, через два года предложили встретиться, спустя год на другую его выставку, в Женеве, пожаловал владелец компании, ударили по рукам. В итоге теперь, еще через полтора года, представили часы с эмалевыми циферблатами и подписью IlgizF. Швейцарцев татарин покорил все тем же, чем когда-то французов: «Искусством эмали в Европе владеют единицы, и в основном в технике перегородчатой эмали. В Европе вообще четкое разделение труда: кто-то крепит камни, кто-то отливает металл, кто-то делает эмали, кто-то собирает украшение. Мы выдали компании Bovet продукт, который они не могли создать, потому что эти техники позабыты мастерами, причем создали этот продукт целиком сами. Думаю, часовое искусство будет развиваться за счет декоративных элементов, дизайна. Все технологическое в нем уже придумано: репетиры, турбийоны, микроскопические механизмы... А вот оформительство находится на детском уровне».

Самый нерусский из современных русских ювелиров и при этом больше всех из них подходящий на роль Левши XXI века, технологический космополит и фанатик своего дела (как рассказывает сам, почти не смотрит телевизор и мало читает, чтобы не напрягать глаза, в мастерской Фазулзянов слушает аудиокниги по философии и психологии, потому что его не интересует сюжет, каким бы захватывающим он ни был, а интересует, когда дают ответы на вопросы о жизни). А в выходные с утра до вечера пропадает, как когда-то в зеленодольских лесах, в цветочном саду в своем загородном доме и разговаривает с розами. «Моя мечта — объединить все те технологии, которые я знаю. Тогда, если получится, и родится новая русская эмаль».

«Левша XXI века». Ювелиру из Казани посвятили выставку в Кремле

еще в разделе АФИША

6 апреля в Большом театре пройдет благотворительный концерт по мотивам поэмы «Евгений Онегин»
6 апреля в Большом театре пройдет благотворительный концерт по мотивам поэмы «Евгений Онегин»

Фонд «Артист», часовой Дом Breguet и компания Mercury соберут средства в поддержку ветеранов сцены

В парижском музее д'Орсе открылась выставка Анри Руссо
В парижском музее д'Орсе открылась выставка Анри Руссо

Тропические пейзажи знаменитого примитивиста без академического образования, но с очень живым воображением

14 апреля эксперт моды Эвелина Хромченко прочтет лекцию в ГУМе
14 апреля эксперт моды Эвелина Хромченко прочтет лекцию в ГУМе

Подробный рассказа о восьми ключевых стилях и о том, как выбрать самый подходящий для себя

комментарии /

самое популярное

Все, что вам нужно знать о Катрин Денев
Новости Все, что вам нужно знать о Катрин Денев

В день рождения «золотой девочки» французского кино вспоминаем, за что ее так полюбил весь мир


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru