You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Лучшие работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее

Очень личные работы одного из самых значимых советских портретных художников

Лучшие работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее

«Воскресный день», 1973

На прошлой неделе в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась масштабная ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой, а в здании галереи на Крымском Валу в этом сезоне вспоминают творчество другого знакового для советского искусства второй половины прошлого века художника — Дмитрия Жилинского. Открывающаяся 13 апреля выставка «Ближний круг» показывает знаменитые портреты мастера, стремившегося запечатлеть образы выдающихся личностей своей эпохи, с которыми ему удалось быть знакомым.

Жилинский работал с традициями древнерусской иконописи, итальянского и Северного Возрождения. Его произведения отличает точное описание портретных деталей не только главных героев, но и героев второго и третьего плана. Он уделял большое внимание каждой мелочи, скрывая за ними большую историю, с метафорами, символами и аллегориями. И хотя некоторые искусствоведы относят его творчество к «суровому стилю», сам Жилинский считал себя только современником этого поколения художников. Он ставил перед собой иные творческие идеи, а в основе его работы были классические направления, в то время как «суровый стиль» базировался на традициях живописи 1920-х годов.

Лучшие работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее
«Праздник», центральная часть триптиха, 1967

Большая часть произведений, которые мы увидим на новой выставке в Третьяковской галерее, носит очень личный характер и представляет нам судьбы близких друзей Жилинского. На протяжении всей жизни художника окружали люди искусства: еще в детстве его талант заметила бабушка, сводная сестра Валентина Серова, она показала его рисунки своей сестре, художнице Нине Симонович-Ефимовой, а та — легендарному художнику Владимиру Фаворскому, у которого Жилинский потом долгое время учился. Общался он и с кругом Фаворского — художниками С. А. Чуйковым, Н. М. Чернышевым, П. Д. Кориным, А. М. Грицаем.

Важнейший человек в творчестве художника — скульптор Нина Ивановна, жена Жилинского. Ее портреты, написанные в ранние годы их семейной жизни, — одни из лучших в раннем периоде творчества мастера. Главный образ в знаменитой работе Жилинского «У моря. Семья» — образ Нины Жилинской. Это произведение художник написал после путешествий в Италию, Голландию, Бельгию, где он впервые увидел подлинные произведения Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и «малых голландцев». Подражая их традициям, Жилинский обратился к новой для себя технике темперной живописи. Рядом с Ниной и детьми, Ольгой и Василием, на картине мы видим и портреты друзей семьи — художников Николая Терещенко, Гелия Коржева, Лавинии Бажбеук-Меликян, Петра Оссовского и Альберта Папикяна. 

Лучшие работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее
«В новом доме», правая часть триптиха «На новых землях», 1967. «У моря. Семья», 1964

Другое известное произведение Жилинского тоже посвящено творческой элите: «Гимнастов СССР» он пишет локальными цветовыми пятнами, делая акцент на линии и силуэт и избегая теней. Герои Жилинского созерцательно спокойны и монументальны — они лишены суеты повседневного. Центральный герой этой композиции — Виктор Лисицкий, близкий друг Жилинского, после ухода из спорта посвятивший себя живописи. 

Дмитрий Жилинский стал одним из главных мастеров портрета в советском искусстве и работал не только в России. В 1990-е годы он написал цикл парадных портретов членов датской королевской семьи, которые сегодня представлены в королевском дворце в Копенгагене. На выставке в Москве представят эскиз портрета королевы Дании Маргреты II. Работать выставка будет до 2 июля.

Лучшие работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее
«Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью», 1978
комментарии