You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Афиша

Необыкновенная история Ильи Зданевича в залах ГМИИ

Сегодня, 15 декабря, открывается выставка Ильизд, уникального человека, который открыл миру Пиросмани, работал на Шанель, дружил с Пикассо

Необыкновенная история Ильи Зданевича в залах ГМИИ

ПИКАССО СТРИЖЕТ ЗДАНЕВИЧА, ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ, 1947

Классическая ткань Chanel конца 1920-х годов — джерси, сплетенное из нитей трех или четырех цветов, с геометрическим рисунком, — не плод смелого воображения Мадемуазель, а результат математического расчета. В архивах одного из любимых рисовальщиков Шанель — уроженца Тифлиса Ильи Зданевича, который был сотрудником настолько ценным, что в 1931 году она назначила его директором ткацкой фабрики в Аньере, — сохранились толстые тетради, полные математических формул и чертежей принтов. Вдохновляясь авангардными работами своих друзей Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, у которых Зданевич жил первое время после эмиграции, он превратил создание ткани джерси в точную науку, где рассчитано все, вплоть до угла, под которым располагаются элементы рисунка и плетения.

ЛЕДИ АБДИ В CHANEL, 1929. ЭСКИЗ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ», КОНЕЦ 1920-х
ЛЕДИ АБДИ В CHANEL, 1929. ЭСКИЗ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ», КОНЕЦ 1920-х

Их отношения с Коко — загадка. Она была крестной матерью его старшей дочери Мишель, он подарил ей книгу сонетов, добавив в тот экземпляр еще одно стихотворение, посвященное Мадемуазель. Хранители наследия Шанель считают, что одной из причин его увольнения в 1933 году была ревность управляющего компанией «Ткани Шанель» Доминика Ириба к привилегированному положению директора аньерской фабрики. Так закончился период работы у великой француженки — самый спокойный и финансово благополучный в жизни Зданевича. Жизни на удивление малоизвестной. Особенно в России, где его помнят в лучшем случае как поэта-авангардиста, автора книги «Янко круль албанскай», написанной заумью — стилем, в котором нет грамматики, много сокращений, а слова пишутся как слышатся.

ЭСКИЗ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ», КОНЕЦ 1920-х
ЭСКИЗ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ», КОНЕЦ 1920-х

На Западе Илья Зданевич под псевдонимом Ильязд известен куда больше — после его смерти в 1975 году Центр Помпиду и Нью-Йоркский музей современного искусства провели его большие ретроспективы. Обе экспозиции были посвящены Зданевичу как издателю livre d’artiste — «книг художника», в которых бумага, расположение текста и иллюстрации складываются в цельную картину, превращая книгу в произведение искусства.

Жанр возник как маркетинговый ход — парижский галерист Амбруаз Воллар, чтобы донести картины Ренуара и Сезанна до самой широкой публики, решил издавать их работы в виде книг. Идея полюбилась богеме: художники, поэты, издатели, собиравшиеся в кафе Монмартра, впервые получили возможность заниматься искусством не поодиночке, в своих мансардах и мастерских, а вместе. «Книги художника» выпускали Роден и Генри Мур, Ле Корбюзье, Матисс, Дали — все парижские светила прошлого столетия. Зданевич посвятил этому жанру тридцать пять лет — для его книг (он был издателем каждой, а для некоторых сам писал тексты) делали офорты Пикассо, Миро, Шагал, Джакометти. «Сейчас, когда живопись крупнейших художников ХХ века стоит от миллиона долларов, многие коллекционеры переключились на графику, и издания livre d’artiste становятся все популярнее», — рассказывает Борис Фридман, коллекционер и куратор выставки «Ильязд. ХХ век Ильи Зданевича».

ЭСКИЗ РИСУНКА ДЛЯ ПЛАТЬЯ ВЕРЫ СУДЕЙКИНОЙ, 1922
ЭСКИЗ РИСУНКА ДЛЯ ПЛАТЬЯ ВЕРЫ СУДЕЙКИНОЙ, 1922

Московская выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, вход в которую находится слева от главного здания ГМИИ им. Пушкина, откроется 15 декабря и охватит всю биографию Зданевича. Начнется все с футуризма и Грузии, которую молодой выпускник юрфака Петербургского университета облазил в поисках работ Пиросмани и в результате собрал самую полную его коллекцию. Позже старший брат Ильи продал ее государству, и когда в Лувр приехала первая выставка «грузинского Джотто», Зданевич пришел посмотреть на свое бывшее собрание как обычный посетитель.

АФИША БАЛА «НОЧНОЙ ПРАЗДНИК», АНДРЕ ЛОТ, 1922
АФИША БАЛА «НОЧНОЙ ПРАЗДНИК», АНДРЕ ЛОТ, 1922

Семь залов будут посвящены жизни Зданевича в Париже, работе у Коко Шанель и созданию livre d’artiste. Привезут и афиши балов, которые Илья организовывал в начале 1920-х и на которых разыгрывала спектакли, устраивала цирковые представления, танцевала и развлекалась вся парижская богема — от Стравинского до Кокто. «Для него это был удобный повод познакомиться, войти в их круг, — говорит Фридман. — Всегда без денег, зато обаяния и энергии столько, что он мог увлечь и вовлечь в свое дело кого угодно, и этим он похож на Дягилева. К примеру, когда Зданевичу нужно было уговорить Матисса сделать вместе с ним книгу, он пустился перед ним в пляс. Пожилой художник засмеялся и согласился».

ЭСКИЗЫ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ», 1920-е
ЭСКИЗЫ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ», 1920-е

Вообще, за что бы Зданевич ни брался — от изучения астрономии до истории танца, он во всем достигал профессионализма, даже академической глубины. Перебравшись в Париж, не имея художественного образования, он, чтобы заработать, устроился к известной художнице и дизайнеру Соне Делоне — рисовал эскизы шалей, в 1920-е ставших необыкновенно популярными. Получив лицензию рисовальщика, через Дягилева познакомился с Шанель. А вскоре запатентовал ткацкий станок для джерси, который еще много лет использовался на французских фабриках.

Уволившись из модного Дома Chanel, он пешком перешел Пиренеи, чтобы сделать чертежи испанских церквей и написать работу о том, что их архитектура сродни армянским церквям. Потом выступал с докладами на конгрессах византинистов.

ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ И ПАБЛО ПИКАССО В КАЛИФОРНИИ, 1955
ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ И ПАБЛО ПИКАССО В КАЛИФОРНИИ, 1955

Сын поляка и грузинки, любивший гулять по Парижу в бурке, с посохом и вести на поводке своих кошек, он производил на женщин впечатление не меньшее, чем его закадычный приятель Пабло Пикассо. Первой женой Зданевича была работавшая у Шанель модель Аксель Брокар. От этого брака у него осталось двое детей. Второй раз он был женат на нигерийской принцессе, приехавшей на учебу в Сорбонну. Их сын имеет право претендовать на престол, но живет в Париже и на родину предков ездить опасается. С третьей женой Зданевича познакомил Франсуа Гюго — внук писателя и ювелир Шанель. У Франсуа с Элен была общая фабрика керамики. Прожив со Зданевичем двадцать пять лет, Элен сохранила в Марселе его архив. Самые ценные вещи из него зимой вы сможете увидеть на выставке в Москве. 

ЭСКИЗЫ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ», 1920-е
ЭСКИЗЫ ДЛЯ ФАБРИКИ «ТКАНИ ШАНЕЛЬ», 1920-е

еще в разделе АФИША

Проект «Зеркала» — реверанс творчеству Андрея Тарковского
Проект «Зеркала» — реверанс творчеству Андрея Тарковского

Эскизы легендарного режиссера, выставка Тимофея Колесникова «Отражения» и лекция Павла Лунгина и искусствоведа Антонио Джеузы в ММОМA

Печатная машинка как политический и художественный инструмент
Печатная машинка как политический и художественный инструмент

Самиздат «Один день Ивана Денисовича», «Реквием» Ахматовой и печатные машинки Толстого и Пастернака на выставке «200 ударов в минуту»

Работы российского художника, работавшего с Prada, покажут в Москве
Работы российского художника, работавшего с Prada, покажут в Москве

11 декабря в галерее Osnova откроется выставка Андрея Богуша Proposals

комментарии /


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru