You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

Оливье Сайяр о своей выставке на Pitti Uomo и мечте сделать экспозицию одного платья

Зачем смотреть ретроспективу Сайяра о 30 годах мужской моды и чего ожидать от куратора дальше

Оливье Сайяр о своей выставке на Pitti Uomo и мечте сделать экспозицию одного платья

Оливье Сайяр. Фото: Grégoire Alexandre

Оливье Сайяр был назначен креативным консультантом Pitti Immagine в 2018 году, но его сотрудничество с легендарной флорентийской выставкой началось почти 15 лет назад, когда в 2005-м он помогал организовывать ретроспективу Йоджи Ямамото. В 2011-м Сайяр отвечал за экспозицию Dressing Like a Man, а в 2017-м — за The Ephemeral Museum of Fashion, а прямо сейчас во Флоренции проходит 96-я выставка Pitti Uomo, в рамках которой он представил свой новый проект в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Рассказываем о новом детище Сайяра и самом кураторе.

Ретроспектива Сайяра A Short Novel On Men’s Fashion, которую он представляет в рамках Pitti Uomo, — это исследование эволюции мужской одежды с 1989 года до наших дней. «В моде есть очень четкие рамки, но внутри них – огромная свобода для экспериментов», — говорит куратор. Так, для выставки Сайяр превратил каждый зал музея в страницу из книги по истории и выделил дизайнеров, совершивших главные модные перевороты за 30 лет — в их числе Раф Симонс, Том Браун, Дрис Ван Нотен и Гоша Рубчинский. Кроме того, по итогу выставки будет составлен масштабный архив современной мужской одежды.

Выставка A Short Novel On Men’s Fashion в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Фото: Astra Marina Cabras
Выставка A Short Novel On Men’s Fashion в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Фото: Astra Marina Cabras

«Наша семья никогда не была частью моды, мои мама и папа работали таксистами, — вспоминает Сайяр. — Но даже в детстве меня очень увлекало искусство. Помню, как я оказался в хранилище музея, окруженный сотнями предметов одежды. Я тут же мысленно перенесся на родительскую мансарду, где когда-то были разложены многочисленные вещи моих четырех сестер. Между этими двумя событиями, безусловно, есть прямая связь: моя жизнь всегда была посвящена хранению вещей».

Выставка A Short Novel On Men’s Fashion в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Фото: Astra Marina Cabras
Выставка A Short Novel On Men’s Fashion в Музее моды и костюма в Палаццо Питти. Фото: Astra Marina Cabras

Хранение вещей — слишком примитивное обозначение того, как Сайяр подходит к работе над каждым своим проектом. Его выставки одновременно остроумные, наталкивающие на размышления, и поэтические, способные отправить зрителя в захватывающее путешествие по прошлым эпохам. За плечами Сайяра — ретроспективы таких выдающихся дизайнеров, как Йоджи Ямамото, Кристиан Лакруа, Жанна Ланвен и его близкого друга Аззедина Алайя. В его исполнении модные выставки из скучного смотра архивных вещей превращаются в увлекательные зрелища, где одежда взаимодействует с окружающими предметами.

из
Оливье Сайяр о своей выставке на Pitti Uomo и мечте сделать экспозицию одного платья

Hugo Boss весна-лето 2000

Оливье Сайяр о своей выставке на Pitti Uomo и мечте сделать экспозицию одного платья

Walter Van Beirendonck весна-лето 2009

В сущности, Сайяр придумал новое определение моды как вида перформативного искусства. Достаточно вспомнить его совместные проекты со звездами — моделью Виолеттой Санчес (перформанс Models Never Talk 2014 года) и актрисами Шарлоттой Рэмплинг и Тильдой Суинтон. После знакомства с последней в 2012 году Сайяр придумал один из своих самых грандиозных перформансов — The Impossible Wardrobe, в рамках которого Суинтон взаимодействовала с различными предметами гардероба из архивов Музея Гальера. «Вообще-то мы не задумывали его как перформанс, — признается Сайяр. — Скорее это была 45-минутная выставка, где вместо витрин — Тильда Суинтон».

Если в творчестве Сайяра и существует некий лейтмотив, то это идея о том, что воспоминания и жесты куда важнее физических объектов. «Думаю, после 20 лет работы в музеях мне гораздо больше нравится коллекционировать сувениры и воспоминания», — признается куратор. Кроме того, он постоянно ищет новые возможности для самовыражения и творчества. Например, прошлым летом во время кутюрной Недели моды в Париже Оливье показал свою первую полноценную коллекцию одежды Moda Povera: за основу он взял обычные футболки больших размеров, купленные в интернет-магазинах, а затем задрапировал и перешил их так, что получился настоящий оммаж Мадам Гре. «Нужно постоянно работать, учиться и учить, — признается Сайяр. — Но я всегда очень смущаюсь, когда удается придумать что-то новое. Мне гораздо лучше удается изучать историю, нежели объяснять ее».

Остались ли у него какие-либо нереализованные идеи? «Да, но не уверен, что хоть какой-нибудь музей согласится их осуществить! — отвечает Сайяр. — Я бы хотел сделать выставку всего лишь с одним платьем, которую мог бы посетить только один человек за раз. Невозможно наслаждаться искусством, когда вокруг вас толпятся сотни туристов. Истинная привилегия — оказаться с предметом искусства один на один, и мне хотелось бы подарить этот опыт каждому. Нужно создать такой момент близости между человеком и арт-объектом».

Выставка A Short Novel On Men’s Fashion проходит в Музее моды и костюма в Палаццо Питти во Флоренции до 29 сентября 2019 года.

Gianfranco Ferrè, 2004
Gianfranco Ferrè, 2004
комментарии