You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Первая в России выставка рисунков гения ар-деко Эрте

Обложки модных журналов начала прошлого века, эскизы для Роже Вивье, костюмы для Маты Хари и другие работы русского художника в Эрмитаже

Первая в России выставка рисунков гения ар-деко Эрте

Костюм для «Манхэттенской Мэри», 1927

Русский послереволюционный вклад в европейскую культуру столь велик, что до сих пор не исчерпан. Казалось бы все русские художники и писатели той эпохи показаны, опубликованы и признаны на родине — но нет. Многие первостепенные фигуры так влились в европейский культурный мир, что в России их до сих пор не ощущают своими. Государственный Эрмитаж исправляет положение и представляет первую в России выставку рисунков Эрте.

Пробуждение. Для театра «Алькасар» в Марселе, 1923
Пробуждение. Для театра «Алькасар» в Марселе, 1923

Один из самых успешных мастеров ХХ столетия, чей талант нашел воплощение в области моды, прикладной графики, театрального оформления, кинематографа, дизайна и скульптуры родился в Санкт-Петербурге. Настоящее имя художника, ставшего живым воплощением ар-деко, Роман Петрович Тыртов. Мальчик придумал себе псевдоним, чтобы не «позорить» знаменитую военную фамилию и еще юношей он уехал в Париж, где работал у Поля Пуаре, который определял все наиболее важное и революционное в парижской моде начала ХХ века, сотрудничал с Дягилевым, Жаном Ришпеном, Матой Хари, Роже Вивье. Он создавал не только вошедшие в историю декорации и костюмы, но и обложки главных модных журналов включая Vogue, писал заметки о стиле, вел светскую хронику, помещал рисунки аксессуаров, украшений и интерьерного дизайна.

Дизайн костюма для «Манхэттенской Мэри» («Скандалы» Джорджа Уайта), 1927
Дизайн костюма для «Манхэттенской Мэри» («Скандалы» Джорджа Уайта), 1927

На экспозиции в Эрмитаже собраны более сотни произведений из частной коллекции Майка Эсторика. Родители нынешнего владельца коллекции собирали, продавали предметы искусства и главное — вели дела Эрте в последние 20 лет жизни художника. В Эрмитаж приедет лишь небольшая часть их коллекции, но представляющая все периоды его творчества. Гости смогут увидеть акварели и гуаши, рисунки пером, несколько примеров печатной графики и две скульптуры великого мастера.

Ангел-арфистка для блюза («Скандалы» Джорджа Уайта), 1926
Ангел-арфистка для блюза («Скандалы» Джорджа Уайта), 1926

Около половины состава выставки — рисунки для театральных постановок: декорации и костюмы для опер, мюзик-холлов, знаменитых бродвейских шоу. Остальное — работы, выполненные для крупнейших модных Домов, рисунки костюмов для американских и французских «глянцевых» журналов большие графические серии «Цифры» и «Алфавит», получившие широкую известность благодаря сделанным с оригинальных рисунков гравюрам.

Эрте удалось стать эстетическим символом эпохи, сумевшим эту эпоху сохранить и в послевоенное время. В русских коллекциях его работ почти нет, но сегодня он возвращается на Родину. Как и многие другие — через Эрмитаж. Пропустить выставку просто невозможно, Двенадцатиколонный зал уже открыт для посетителей.

Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927
Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Дизайн костюма для «Триумфа Женщины» («Скандалы» Джорджа Уайта), 1926
Дизайн костюма для «Триумфа Женщины» («Скандалы» Джорджа Уайта), 1926


комментарии / 0

оставить комментарий