По стойке смирно

Дизайнер Вика Газинская побывала на фестивале «Архстояние» и рассказала VOGUE.ru о том, как это было
По стойке смирно

«Архстояние» — живой музей в природном заповеднике общей территорией 120 гектаров в красивейших окрестностях деревни Никола-Ленивец в Калужской области на реке Угра. Идейным вдохновителем уникального land art фестиваля является 56-летний художник, живописец, скульптор и педагог Николай Полисский.

Мне всегда было интересно творчество Полисского, искреннего, настоящего, в моем понимании, художника, московского «митька», еще с тех пор, когда я студенткой посетила его персональную выставку живописи в ЦДХ. Это были очень яркие, можно сказать, даже «кислотные» пейзажи того самого пространства села Никола-Ленивца. Выставка называлась «Двадцать видов реки Угры».

Мой преподаватель живописи и рисунка был хорошим другом Полисского, он-то и «погнал» нас на его выставку. Затем были вступительные экзамены в институт, и помню, как Полисский принимал у меня экзамен по рисунку и живописи, помню его ярко-синие глаза на фоне такого же цвета стены, выкрашенной бирюзовой краской.

Позже, работая в глянцевом журнале, я вновь увидела его работу! Это уже была не живопись, а серия фоторабот «Снеговики». Художник отошел от изобразительной живописи, решив, что для него «жанр исчерпан». Надо заметить, что живопись у него была превосходная! Позже я увидела «Сенную башню», которую даже в «Гараже» Даши Жуковой экспонировали, и узнала про «Архстояние».

Так я стала следить за фестивалем на расстоянии и только в этом году побывала на нем лично. Теперь же попытаюсь описать собственные мысли и ощущения.

Как следует из релиза, «Архстояние» — это когда «природное пространство парка превращено в творческую лабораторию по открытым небом, где архитекторы, художники, музыканты, артисты из разных стран мира находят воплощение своим идеям. Раз в году фестиваль открывает территорию зрителям, предлагая стать исследователями и соучастниками художественных практик в ландшафте».

Да, все верно: важно участие прибывающих гостей на фестиваль, важен их собственный опыт взаимодействия с тем, что происходит в пространстве этих арт-сооружений.

Большинство объектов — не просто замысловато-развлекательные деревянные конструкции. Это прямой вопрос и иногда ответ на вопросы самопознания. Помещая себя внутрь архитектурного объекта, будь то «Сарай» или «Мост», обрывающийся на середине обрыва, художники предлагают нам размышлять, чувствовать и переживать состояние «осознания»: развернуться к Источнику, услышать звучание своего «я» в унисон природе.

По стойке смирно
Галерея3 Photos
Смотреть галерею

Уникальность и искренность этого события лично для меня заключается в возвращении Николая Полисского и его соратников к истоку — русской деревне, оставивших город и социальную жизнь, где художники начали возводить первые архитектурные монументы, обращаясь к природе, вписывая их в пространство ландшафта, с первозданным ощущением Руси и русскости, которые часто сегодня растрачиваются или трактуются ложно.

По стойке смирно
Галерея5 Photos
Смотреть галерею

Многие объекты, появляясь на время фестиваля, исчезают. Более монументальные сооружения — остаются. Становясь частью природного пространства, они обретают иной вид, живут своей жизнью, подчиняясь природе и ее законам. Их густо окутывают вьюнки, осенью и зимой дождь и снег окисляют дерево, иногда к прошлосезонным объектам надо пробираться через бурьян. Но именно в этом состоит привлекательность «Архстояния»: художники создают философский и медитативный арт- и арх-объект, без оглядки на коммерческую сторону искусства, с той единственной бескомпромиссной, честной идеей, которая являет собой истинное искусство — «я это делаю, потому что должен».

По стойке смирно
Галерея6 Photos
Смотреть галерею

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: instagram.com, polissky.ru