You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Почему выставка Жауме Пленсы в ММОМА — главное открытие июля

И что в Москву везет скульптор из Барселоны

Почему выставка Жауме Пленсы в ММОМА — главное открытие июля

Жауме Пленса. «Флоренция II», 1992

9 июля ММОМА открывает первую в России персональную выставку испанца Жауме Пленсы. Вместе с барселонским MACBA на ней собрали работы последних тридцати лет, но это не ретроспектива — 64-летний каталонский скульптор обозначает опорные пункты и главные авторские ходы, не заботясь о хронологии или периодике. Пленса исследует бытие, физическую и духовную сущность человека, легко вписывает свои ажурные объекты в городскую среду или природу — его скульптуры есть, к примеру, в Лондоне, Чикаго, Монреале и Токио, — а в 2015-м, в параллельной программе Венецианской биеннале его работу и вовсе признали лучшей публичной инсталляцией на открытом воздухе. В ММОМА Пленсу называют «художником ощущений, размышлений и идей», а его выставку сравнивают с путешествием.

Фрагмент персональной выставки Жауме Пленсы в MACBA (Барселона), 2018–2019
Фрагмент персональной выставки Жауме Пленсы в MACBA (Барселона), 2018–2019

В Москву привезли двадцать работ, ранее показанных в Барселоне. В главном здании ММОМА на Петровке, по мнению Пленсы, они получат особенный новый контекст. Вместе с Ферраном Баренблитом, директором MACBA и куратором экспозиции, Жауме сопоставляет «Тишину» (2016) и свежий «Автопортрет с музыкой» (2018) с «Тервюрен» 1989 года и «Флоренцией II» 1992-го, с последней — вопросительного знака из алюминия — и начинается выставочный сюжет. Язык Пленсы космополитичен и универсален, в разные годы художник жил и работал в Берлине и Брюсселе, а также городах Великобритании, Франции и США, теперь осел в Барселоне. Жауме каждого вовлекает в размышления, не пытаясь разгадать мир до конца, а о самом важном говорит прямым текстом: скульптура Glückauf 2004 года, например, сложена из текста Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948-м. «Скульптура — лучший способ превратить утверждение в сомнение и задать вопрос», — считает Пленса, что и делает с конца восьмидесятых.

Жауме Пленса и фрагмент его работы «Сердце деревьев», 2007
Жауме Пленса и фрагмент его работы «Сердце деревьев», 2007

В день публичного открытия, 9 июля, Жауме Пленса и куратор Ферран Баренблит лично расскажут о выставке: встреча в Бальном зале ММОМА начнется в 19:00. Посмотреть работы скульптора на Петровке можно до осени, с 9 июля по 22 сентября.

Жауме Пленса. «Мечта Данте», 2003
Жауме Пленса. «Мечта Данте», 2003
комментарии