Радости жизни

Портрет напоказ

В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка фотографий Ман Рэя

С 30 октября по 19 января в московском музее изобразительных искусств пройдет выставка «Ман Рэй. Портреты». На ней будут представлены более 100 фотоснимков, сделанных маэстро за 60 лет, с 1916 по 1976 год. Объективу Ман Рэя посчастливилось запечатлеть лица многих известных современников, таких как Жан Кокто или Коко Шанель.

Эммануэль Радницкий, именно так на самом деле зовут Ман Рэя, начинал свой путь в искусстве помощником гравера, в 1911-м посещал галерею Альфреда Стиглица «291», стараясь найти себя в живописи. Он был сторонником сюрреализма, участвовал в выставке дадаистов, а затем обратился к абстракции. Но настоящую известность ему принесли фотоснимки, которые он никогда не считал за искусство.

Фотографией он увлекся с подачи американского фотографа и мецената Альфреда Стиглица. Рэя привлекли возможности фотоколлажа — объединения в одном изображении реальных и вымышленных образов. Впоследствии эти навыки он воплотил в портретах, так у Жака Риго на подушке стоит маленький человечек.

В 20-х годах ему посчастливилось оказаться в Париже. Совпали время, место и талант. Там он снимал еще молодого Сальвадора Дали, восторженного Ле Корбюзье и насупленного Сергея Эйзенштейна, познакомился и сошелся с Марселем Дюшаном, Пабло Пикассо и Тристаном Тцара. Завороженный красотой Кики де Монпарнас сделал свой самый знаменитый эротический снимок «Скрипка Энгра», 1924. На нем спина у обнаженной Кики олицетворяет музыкальный инструмент. Его не раз приглашали фотографировать для известных журналов, так канонический портрет Вирджинии Вульф был сделан Рэем для еженедельника Time.

Затем от директивных портретов Ман Рэй отошел, переключившись на абстрактные работы. Изображение утюга с гвоздями на подошве или метронома с женским глазом он создал для того, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько абсурден мир вокруг нас.

Ман Рэй никогда не воспринимал свои снимки всерьез, в юности фотография была способом заработка, затем стала отдушиной, средством переключения внимания с живописи на скульптуру. Как сам Ман говорил, он фотографирует лишь то, что не интересно рисовать. Но весь мир знает Ман Рэя прежде всего как гениального фотографа, чьи изображения лиц эпохи приковывают взгляд.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Дизайн

Почему коллекционный дизайн — горячая тема и как в нем сориентироваться

Радости жизни

Стерлинг Руби, Cartier, Джеймс Таррелл и другие выставки, которые стоит увидеть за границей

Мода

Все, что нужно знать о «гусиной лапке»

Edition