You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

«Путешествие» по рабочей студии Анри Матисса на выставке Королевской академии художеств

Произведения и предметы, с которых великий француз их писал

«Путешествие» по рабочей студии Анри Матисса на выставке Королевской академии художеств

Анри Матисс, «Желтая одалиска», 1937

Британская Королевская академия художеств не перестает удивлять отличными выставками. Пока еще идет 249-я ежегодная Летняя экспозиция, музей начинает открывать проекты нового сезона: с 5 августа пространства крыла Саклер в Берлингтон-хаусе на улице Пикадилли превратятся в творческую студию Анри Матисса. Выставка так и будет называться — Matisse in the Studio — и покажет некоторые из произведений художника рядом с предметами, на них изображенными.

Анри Матисс, «Розы «Сафрано» на окне», 1925. Андалузская ваза из выдувного стекла начала XX века
Анри Матисс, «Розы «Сафрано» на окне», 1925. Андалузская ваза из выдувного стекла начала XX века

Свою коллекцию Матисс собирал по всему свету: в ней есть и буддийские скульптуры из Таиланда, и текстиль из Марокко, и фигурки народа бамана из Мали, и много другой всячины. Все это едва ли дорого обходилось своему владельцу — начинающему парижскому художнику с небольшим доходом, но потратить лишний франк в комиссионных магазинчиках он всегда был рад. Эклектичный ассортимент из гобеленов, осколков расписных тарелок, французского фаянса, старинных фотографий, металлических фигурок и конструкций и прочих вещей постепенно стал полноценной и дорогой коллекцией, фрагменты которой Матисс любовно воспевал на своих полотнах.
из
Анри Матисс, «Натюрморт с морской раковиной на черном мраморе», 1940

Анри Матисс, «Натюрморт с морской раковиной на черном мраморе», 1940

Анри Матисс, «Итальянка», 1916. Маска Muyombo, сделанная в Конго, конец XIX — начало XX века

Анри Матисс, «Итальянка», 1916. Маска Muyombo, сделанная в Конго, конец XIX — начало XX века

Кофейник, Франция, начало XIX века

Кофейник, Франция, начало XIX века

Статуэтка из бронзы «Две женщины», около 1908. Фигурки мужчины и женщины Jomooniw, Мали, конец XIX — начало XX века

Статуэтка из бронзы «Две женщины», около 1908. Фигурки мужчины и женщины Jomooniw, Мали, конец XIX — начало XX века


Насколько тесно связаны окружавшие художника предметы с его творчеством — вот что будут показывать на выставке Matisse in the Studio. Она станет первой, демонстрирующей произведения и их «героев». Матисс хранил коллекцию в своей творческой студии и, подобно кистям и краскам, во время работы ставил перед собой разные предметы. Иногда он использовал их как реквизит — так они появлялись на его работах.

В Академии художеств мы увидим аквамариновую андалузскую вазу, шестиугольный столик из Туниса, серебряную баночку для хранения шоколада из родной художнику Франции рядом с картинами, на которых они изображены. Иногда Матисс вписывал фрагменты своих сокровищ: на свой манер передавал геометричные египетские узоры и цветочные мотивы со своих тканей — вот откуда рождались эти пышные экзотичные фоны для его натюрмортов и портретов одалисок.

Разумеется, отношения Матисса с коллекцией были сложнее: эти предметы, аутентичные, каждый со своей историей, художник изучал с точки зрения идей дизайна, цветовых комбинаций и пропорций. Изучать тонкости этого взаимодействия на новой выставке Королевская академия художеств приглашает всех желающих с 5 августа по 12 ноября. 

Хлопковое полотно, Гаити, конец XIX — начало XX века. Анри Матисс, «Мавританская ширма», 1921
Хлопковое полотно, Гаити, конец XIX — начало XX века. Анри Матисс, «Мавританская ширма», 1921

комментарии / 0

оставить комментарий