Радости жизни

Сразу четыре новые выставки в музее АРТ4

Работы Константина Звездочетова, Дмитрия Краснопевцева, Игоря Шелковского и Александра Нея выставят всего на неделю, так что не мешкайте

Последний весенний месяц в музее АРТ4 запомнится нам сразу четырьмя новыми выставками. Там покажут живопись патриарха современного искусства Константина Звездочетова и классика неофициального искусства Дмитрия Краснопевцева, панно Игоря Шелковского и скульптуры Александра Нея. Открытие — одно на всех — состоится завтра, 18 мая. Но давайте обо всем и обо всех по порядку.

Экспозицию Константина Звездочетова составили работы 2000-х годов. Он — признанный гений русского современного искусства, который ловко и остро высмеивает реалии, демонстрируя эквилибры постмодернистской иронии. Со времен участия в арт-группе «Мухоморы» и до сегодняшнего дня Звездочетов занимается тем, что реанимирует разных культовых персонажей, будь то богатыри, боярыня Морозова или девушка с упаковки сыра «Виола» — в живописных сюжетах на злобу дня. Художник исследует низовую культуру, отечественную мифологию, образы мировой истории искусства и идеологические клише. Работая с ними, он обращается к полумаргинальным языкам: пишет объявление от руки, рисует пропагандистские плакаты, афиши для провинциального кинотеатра, лубочные скетчи для рекламного постера или сатирического журнала. Жанры представлены на выставке во всем многообразии.

Скульптор Игорь Шелковский известен скорее как издатель легендарного иммигрантского журнала «А-Я», который в 80-е годы знакомил всю заграницу с советским нонконформизмом. Именно он первым публиковал работы Кабакова, Булатова, Меламида и других ключевых представителей советского неофициального искусства. Правда, за все семь лет, что выходил журнал, Шелковский не опубликовал в нем ни одной своей работы. С его скульптурными панно публика познакомилась значительно позже, чем с творчеством многочисленных коллег. В своих абстракциях Шелковский обращается к истории современного искусства — эксперты отмечают влияние на него конструктивизма, концептуализма и поп-арта. Однако автор гордо именует себя «маргинальным оригиналом» и категорически отказывается примыкать к какому бы то ни было направлению. «Моя задача — подражание природе, — говорит он. — Шишкин рисует все эти веточки, иголочки, а я ту же природу выражаю, но более абстрактными средствами, ненатуралистическими».

Выставка Дмитрия Краснопевцева примечательна тем, что она первая в своем роде за последние девять лет. В экспозицию вошли больше двух десятков живописных полотен, написанных в период с 1940-х по 1980-е годы. Ранние работы художника, представленные тут, вообще на вес золота. Их сохранилось крайне мало — большую часть Дмитрий когда-то уничтожил сам. Так что, увидеть произведение Краснопевцева, датированное 1947 годом, большая удача. Он один их немногих творцов второй половины XX века, избежавший какого-либо сотрудничества с официозом и не ставший при этом заложником нонконформизма — неофициальный художник чистой воды. Его уникальный пластический язык стал частью метафизического направления советского неофициального искусства 1960–1980-х годов. Философские натюрморты Краснопевцева подобны размышлениям его любимых немецких романтиков о течении времени и бренности всего вокруг. «Произведение искусства смертно, материал, в котором оно воплощено, будь то камень или бумага, дерево, бронза или холст, уничтожим. Но сама идея, предмет произведения, то, что отражено и изображено в нем, должно быть выше времени и изменений, должно быть незыблемым, вечным, не подверженным смерти и уничтожению» — так автор говорил о своем искусстве.

И еще один герой — Александр Ней. В его терракотовых скульптурах наследие древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Китая и современное технологическое видение образовали тандем. С самого начала карьеры Ней не ассоциировал себя ни с одним из известных направлений, осознанно держался особняком и в России не выставлялся. А в 1974 году эмигрировал в Нью-Йорк, где обрел публичное признание. Только за первый год пребывания там художник провел пять персональных выставок. Главное для Нея — опыт как художника, так и зрителя. «Ни наигранная интеллектуальность, ни точное исполнение не производят впечатления, если автор сам не пережил то, что изображал, — говорит он. — Тепло жизни — вот что привлекательно, поразительно и радостно». Эта выставка — вторая персональная экспозиция Нея на родине. Первая прошла в 2009 году.

Все четыре выставки в галерее АРТ4 продлятся всего неделю и завершатся 25 мая. Так что тянуть с визитом никак нельзя, нужно идти. Тем более что в рамках Ночи музеев, 21 мая, там проведут серию бесплатных экскурсий. Если на них не попадете, приходите днем, музей открыт ежедневно с полудня и до 20:00. Адрес прежний — Хлыновский тупик, 4.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Искусство

Выставки 2020 года, ради которых стоит путешествовать

Афиша

Модные планы на выходные. 7–8 декабря

Путешествия

Куда поехать в 2020 году

Edition