Радости жизни

Венецианская биеннале 2019: главное

От Эрмитажа и V-A-C до хитросплетений основного проекта

До Венецианской биеннале остается меньше месяца. Рассказываем, кого смотреть в основном проекте и за его пределами и что происходит в первом официальном арт-районе на острове Джудекка и российском павильоне — экспериментальном и «эрмитажном».

Арсенале и Джардини: что изменится

Основной проект биеннале объединен темой May You Live In Interesting Times и впервые собирает лишь ныне живущих художников. Так решил главный куратор Ральф Рагофф — в эру всеобщей усталости от ярмарок и выставок, посвященных одним и тем же вопросам, он стремится переработать саму структуру биеннале. Впервые в истории основной проект на двух площадках — Арсенале и Джардини — не цельный мир, а две параллельно существующие: с одним и тем же набором художников, участвующих «дважды». В списке — 79 имен: от Slavs and Tatars и Сиприена Гайяра до Шильпы Гупты, Лю Вэя и многих других. Рагоффу удалось выдержать гендерный баланс, равным образом представив в основном проекте и мужчин, и женщин. В сравнении с прошлыми годами — смотрами All the World’s Futures (2015, куратор — ныне покойный Окуи Энвезор) и Vive Arte Viva (2017, Кристин Марсель) — у Рагоффа получился проект на 30–40 процентов более скромных размеров.

Международное жюри: состав

Директор берлинского музея Мартин-Гропиус-Бау Стефани Розенталь возглавила жюри 58-й Венецианской биеннале. В него также вошли Дефне Айас (Турция / Нидерланды), куратор фонда V-A-C в Москве, итальянка Кристиана Коллу, генеральный директор Национальной галереи современного искусства в Риме, президент фонда биеннале в Кванджу Ким Сунджунг (Южная Корея) и американец Хамза Уокер, исполнительный директор некоммерческого арт-пространства Laxart в Лос-Анджелесе. «Золотых» и «Серебряных львов» жюри вручит 11 мая — на церемонии награждения в ходе официального открытия биеннале.

За вклад в искусство в этом году чествуют 78-летнего художника, публициста и поэта Джимми Дарема — он объявлен лауреатом «Золотого льва» в этом году. Дарем пять раз участвовал в Венецианской биеннале (1999, 2001, 2003, 2005, 2013), дважды выставлялся на «Документе» в Касселе (1992 и 2012) и 60 лет делал искусство, описанное Ральфом Рагоффом как «одновременно критическое, с чувством юмора и глубоко гуманистское».

Первая перформативная программа

Еще одно нововведение — лайв-программа с 14 произведениями искусства, параллельная основному проекту May You Live in Interesting Times. Увидеть все «живое» можно на открытии и закрытии — в майские дни превью и под конец ноября. Музыка, перформансы и визуальное искусство выбраны Венецианской биеннале совместно с лондонским некоммерческим фондом Delfina, к такому выставочному формату организаторы приближаются, глядя на успех проекта Анне Имхоф в 2017-м, показавшей перформанс «Фауст» на 57-й биеннале. В 2019-м такого искусства в разы больше — основной лайв-площадкой станет Teatro Piccolo Arsenale, хотя в садах и пространствах по всему городу тоже будет что посмотреть. Среди художников-участников — Алекс Бачински-Дженкинс, Пол Махеке и Мелика Нгомби Колонго, Флоренс Пик и Ив Стейнтон, Виктория Син и другие.

7 мая мадридский Музей Тиссена-Борнемисы устраивает в Венеции перформанс Джоан Йонас — к выставке Moving Off the Land II (24 марта — 29 сентября), первой для нового арт-пространства в церкви Сан-Лоренцо, — Ocean Space. Проект 82-летней американской художницы, пионера видео и перформанса, посвящен океану, биоразнообразию и экологии.

Джоан Йонас. Кадр из видео Moving Off the Land II, 2019

Российский павильон — Эрмитажу

Проект впервые подготовлен не отдельным человеком, а институцией — Государственным Эрмитажем, хотя комиссаром российского павильона остается ректор Санкт-Петербургского института им. Репина Семен Михайловский. Передать дух Эрмитажа, его грани (музей как храм, музей как аттракцион), создать закрытое пространство, где заботятся о современном искусстве, и показать влияние музея как хранителя мировой культуры — такое облако намерений есть у команды Эрмитажа с Михаилом Пиотровским во главе. Эксперименты продолжаются и в выборе авторов — Россию в этом году представляют кинорежиссер Александр Сокуров и театральный художник Александр Шишкин-Хокусай. Первый работает над инсталляцией, посвященной «Возвращению блудного сына» Рембрандта, одному из эрмитажных шедевров, вместе со студентами-скульпторами из Санкт-Петербургского института имени И. Е. Репина. Второй готовит проект «Фламандская школа» — инсталляцию из фанеры, транслирующую несколько произведений из музейной коллекции. Партнером павильона России вновь стал ЦУМ Art Foundation.

Что такое Giudecca Art District и зачем туда ехать

Во время 58-й Венецианской биеннале запускается арт-квартал с новыми галереями, выставочными пространствами и тремя национальными павильонами. Все это обоснуется на острове Джудекка, где в 1976 году Марина Абрамович устраивала первый перформанс, а в 2013-м Ай Вэйвэй показывал выставку Disposition, там же расположены дома Элтона Джона и Миуччи Прады. Теперь среди резидентов Giudecca Art District (GAD) — галереи Studio la Città, Chiesa delle Zitelle, Starak Foundation, Spazio Bullo, Spazio Raunich и Spazio Silos, павильоны Эстонии, Исландии и Нигерии плюс арт-центр Giudecca Art District Gallery & Garden. Идеологи проекта — два местных арт-директора, Пьер Паоло Скельзи и Валентина Джойя Леви. Они привезли на остров свежую кровь в лице галеристов и художников — с 2020 года GAD будут принимать заявки в свои арт-резиденции — рестораторов, которые откроют арт-проекты к началу биеннале, и других неравнодушных к искусству людей. В программе первого для Giudecca Art District лета — перформансы October Collective и арт-марафон на тему «Позаботься о своем саде». Отсылаясь к «Кандиду» Вольтера, Скельзи и Леви собирают тех, кто размышляет о прекарности нашего существования — в кураторских проектах и перформансах, видеопроекциях и паблик-арте.

Приехав на остров, зайдите и в художественную галерею Casa Tre Oci, где до 18 августа показывают снимки Летиции Баттальи, пионера итальянской фотографии.

Крымов, Нахова и Тинторетто на одной выставке

11 мая — 11 сентября Церковь Сан-Фантин, 30124 Венеция

В мае ГМИИ имени А. С. Пушкина и Stella Art Foundation откроют проект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», посвященный 500-летию со дня рождения венецианского живописца эпохи позднего Ренессанса. Когда-то в церкви Сан-Фантин хранилась работа самого Тинторетто, а теперь, после десяти лет реставрации, она впервые откроется с выставкой его последователя Эмилио Ведовы и современных художников. Среди них — Дмитрий Крымов, Ирина Нахова и американец Гэри Хилл. Кураторы выставки Марина Лошак и Ольга Шишко собрали искусство, перекликающееся с тинтореттовским и в мотивах, и в новаторстве. «Это не традиционная выставка, а современная месса, — подчеркивают организаторы. — Каждый акт — новое произведение, заполняющее все пространство церкви».

Ирина Нахова. Видеоинсталляция для выставки «В конце пребывает начало», визуализация, 2018

«Время, вперед!»

8 мая — 20 октября V-A-C Zattere, Дорсодуро 140

В Дзаттере, венецианском пространстве фонда V-A-C, в даты биеннале выставят 14 работ о значении и функции времени в XXI веке. Об этом c подачи кураторов Омара Холефа и Марии Крамар размышляют российские и зарубежные художники, среди которых — Джоана Аджитомас и Халил Джорейдж, Дарья Иринчеева, «Куда бегут собаки», Адам Линдер, Кирилл Савченков и многие другие. Кадры прогулок в Google Earth и керамическая плитка, достижения генной инженерии и египетский саркофаг, муранское стекло и алгоритмы распознавания лиц — здесь. 13 работ созданы специально к выставке.

Дарья Иринчеева. Вид на Сургут, Сибирь, 2016 (изображение к видео Anthropocene Markers). ©NASA Goddard Space Flight Center и U.S. Geological Survey

В проекте «Время, вперед!» иронически переосмыслен известный лозунг XX века. Нащупать границы между фактами и фейками, настоящим и будущим, разобраться в эпохе постоянного ускорения, гибридных войн и тревожности предложено и в ходе публичной программы: V-A-C поможет зрителям и самим исследовать время. Детали объявят ближе к открытию, известно, что в планах фонда устраивать телесные практики, speed-dating и death-cafe, мастерские для детей и взрослых, пешеходные исследования в окрестностях Дзаттере и не только. Выставка будет открыта ежедневно, кроме среды, с 11:00 до 17:00 (по пятницам — до 21:00). Вход свободный.

Александра Сухарева. Pseudomorphosis, 2016–2017

В музеях по всему городу

Идем в Galleria dell'Accademia за десятками картин Георга Базелица (ретроспектива Baselitz – Academy дополняет 58-ю биеннале и проходит с 8 мая по 8 сентября), в Гуггенхайм — ради Жана Арпа (до 2 сентября). Punta della Dogana показывает первую в Италии персональную выставку Люка Тюйманса (до 6 января 2020) и более сотни работ в экспозиции Luogo e Segni («Место и знаки»), среди авторов — Луиза Буржуа, Феликс Гонзалес-Торрес, Константин Бранкузи, Анри Сала и еще 32 художника.

В Ca' Pesaro смотрите ретроспективу Аршила Горки (до 22 сентября) и скульптуры американца Barry X Ball, на остров Сан-Джорджо-Маджоре отправляйтесь за полсотней работ Альберто Бурри (Cini Foundation, 10 мая — 28 июля). Если планируете приехать на биеннале осенью, успеете на выставку фламандской живописи во Дворце дожей (5 сентября — 1 марта 2020), до 9 июня он занят полотнами Каналетто.

Barry X Ball

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Мода

Красный пуховик, как у принцессы Дианы, — то, что нужно в морозы

Кино

«Оскар» 2020: что нужно знать о церемонии

Красота

Что такое нунчи: как корейская традиция меняет жизнь

Edition