Венецианская биеннале 2019: главное

От Эрмитажа и V-A-C до хитросплетений основного проекта
Венецианская биеннале 2019 главное

До Венецианской биеннале остается меньше месяца. Рассказываем, кого смотреть в основном проекте и за его пределами и что происходит в первом официальном арт-районе на острове Джудекка и российском павильоне — экспериментальном и «эрмитажном».

Арсенале и Джардини: что изменится

Основной проект биеннале объединен темой May You Live In Interesting Times и впервые собирает лишь ныне живущих художников. Так решил главный куратор Ральф Рагофф — в эру всеобщей усталости от ярмарок и выставок, посвященных одним и тем же вопросам, он стремится переработать саму структуру биеннале. Впервые в истории основной проект на двух площадках — Арсенале и Джардини — не цельный мир, а две параллельно существующие: с одним и тем же набором художников, участвующих «дважды». В списке — 79 имен: от Slavs and Tatars и Сиприена Гайяра до Шильпы Гупты, Лю Вэя и многих других. Рагоффу удалось выдержать гендерный баланс, равным образом представив в основном проекте и мужчин, и женщин. В сравнении с прошлыми годами — смотрами All the World’s Futures (2015, куратор — ныне покойный Окуи Энвезор) и Vive Arte Viva (2017, Кристин Марсель) — у Рагоффа получился проект на 30–40 процентов более скромных размеров.

Венецианская биеннале 2019: главное
Галерея4 Photos
Смотреть галерею

Международное жюри: состав

Директор берлинского музея Мартин-Гропиус-Бау Стефани Розенталь возглавила жюри 58-й Венецианской биеннале. В него также вошли Дефне Айас (Турция / Нидерланды), куратор фонда V-A-C в Москве, итальянка Кристиана Коллу, генеральный директор Национальной галереи современного искусства в Риме, президент фонда биеннале в Кванджу Ким Сунджунг (Южная Корея) и американец Хамза Уокер, исполнительный директор некоммерческого арт-пространства Laxart в Лос-Анджелесе. «Золотых» и «Серебряных львов» жюри вручит 11 мая — на церемонии награждения в ходе официального открытия биеннале.

За вклад в искусство в этом году чествуют 78-летнего художника, публициста и поэта Джимми Дарема — он объявлен лауреатом «Золотого льва» в этом году. Дарем пять раз участвовал в Венецианской биеннале (1999, 2001, 2003, 2005, 2013), дважды выставлялся на «Документе» в Касселе (1992 и 2012) и 60 лет делал искусство, описанное Ральфом Рагоффом как «одновременно критическое, с чувством юмора и глубоко гуманистское».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Первая перформативная программа

Еще одно нововведение — лайв-программа с 14 произведениями искусства, параллельная основному проекту May You Live in Interesting Times. Увидеть все «живое» можно на открытии и закрытии — в майские дни превью и под конец ноября. Музыка, перформансы и визуальное искусство выбраны Венецианской биеннале совместно с лондонским некоммерческим фондом Delfina, к такому выставочному формату организаторы приближаются, глядя на успех проекта Анне Имхоф в 2017-м, показавшей перформанс «Фауст» на 57-й биеннале. В 2019-м такого искусства в разы больше — основной лайв-площадкой станет Teatro Piccolo Arsenale, хотя в садах и пространствах по всему городу тоже будет что посмотреть. Среди художников-участников — Алекс Бачински-Дженкинс, Пол Махеке и Мелика Нгомби Колонго, Флоренс Пик и Ив Стейнтон, Виктория Син и другие.

7 мая мадридский Музей Тиссена-Борнемисы устраивает в Венеции перформанс Джоан Йонас — к выставке Moving Off the Land II (24 марта — 29 сентября), первой для нового арт-пространства в церкви Сан-Лоренцо, — Ocean Space. Проект 82-летней американской художницы, пионера видео и перформанса, посвящен океану, биоразнообразию и экологии.

Джоан Йонас. Кадр из видео Moving Off the Land II, 2019

Российский павильон — Эрмитажу

Проект впервые подготовлен не отдельным человеком, а институцией — Государственным Эрмитажем, хотя комиссаром российского павильона остается ректор Санкт-Петербургского института им. Репина Семен Михайловский. Передать дух Эрмитажа, его грани (музей как храм, музей как аттракцион), создать закрытое пространство, где заботятся о современном искусстве, и показать влияние музея как хранителя мировой культуры — такое облако намерений есть у команды Эрмитажа с Михаилом Пиотровским во главе. Эксперименты продолжаются и в выборе авторов — Россию в этом году представляют кинорежиссер Александр Сокуров и театральный художник Александр Шишкин-Хокусай. Первый работает над инсталляцией, посвященной «Возвращению блудного сына» Рембрандта, одному из эрмитажных шедевров, вместе со студентами-скульпторами из Санкт-Петербургского института имени И. Е. Репина. Второй готовит проект «Фламандская школа» — инсталляцию из фанеры, транслирующую несколько произведений из музейной коллекции. Партнером павильона России вновь стал ЦУМ Art Foundation.

Что такое Giudecca Art District и зачем туда ехать

Во время 58-й Венецианской биеннале запускается арт-квартал с новыми галереями, выставочными пространствами и тремя национальными павильонами. Все это обоснуется на острове Джудекка, где в 1976 году Марина Абрамович устраивала первый перформанс, а в 2013-м Ай Вэйвэй показывал выставку Disposition, там же расположены дома Элтона Джона и Миуччи Прады. Теперь среди резидентов Giudecca Art District (GAD) — галереи Studio la Città, Chiesa delle Zitelle, Starak Foundation, Spazio Bullo, Spazio Raunich и Spazio Silos, павильоны Эстонии, Исландии и Нигерии плюс арт-центр Giudecca Art District Gallery & Garden. Идеологи проекта — два местных арт-директора, Пьер Паоло Скельзи и Валентина Джойя Леви. Они привезли на остров свежую кровь в лице галеристов и художников — с 2020 года GAD будут принимать заявки в свои арт-резиденции — рестораторов, которые откроют арт-проекты к началу биеннале, и других неравнодушных к искусству людей. В программе первого для Giudecca Art District лета — перформансы October Collective и арт-марафон на тему «Позаботься о своем саде». Отсылаясь к «Кандиду» Вольтера, Скельзи и Леви собирают тех, кто размышляет о прекарности нашего существования — в кураторских проектах и перформансах, видеопроекциях и паблик-арте.

Приехав на остров, зайдите и в художественную галерею Casa Tre Oci, где до 18 августа показывают снимки Летиции Баттальи, пионера итальянской фотографии.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Крымов, Нахова и Тинторетто на одной выставке

11 мая — 11 сентября Церковь Сан-Фантин, 30124 Венеция

В мае ГМИИ имени А. С. Пушкина и Stella Art Foundation откроют проект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», посвященный 500-летию со дня рождения венецианского живописца эпохи позднего Ренессанса. Когда-то в церкви Сан-Фантин хранилась работа самого Тинторетто, а теперь, после десяти лет реставрации, она впервые откроется с выставкой его последователя Эмилио Ведовы и современных художников. Среди них — Дмитрий Крымов, Ирина Нахова и американец Гэри Хилл. Кураторы выставки Марина Лошак и Ольга Шишко собрали искусство, перекликающееся с тинтореттовским и в мотивах, и в новаторстве. «Это не традиционная выставка, а современная месса, — подчеркивают организаторы. — Каждый акт — новое произведение, заполняющее все пространство церкви».

Ирина Нахова. Видеоинсталляция для выставки «В конце пребывает начало», визуализация, 2018

«Время, вперед!»

8 мая — 20 октября V-A-C Zattere, Дорсодуро 140

В Дзаттере, венецианском пространстве фонда V-A-C, в даты биеннале выставят 14 работ о значении и функции времени в XXI веке. Об этом c подачи кураторов Омара Холефа и Марии Крамар размышляют российские и зарубежные художники, среди которых — Джоана Аджитомас и Халил Джорейдж, Дарья Иринчеева, «Куда бегут собаки», Адам Линдер, Кирилл Савченков и многие другие. Кадры прогулок в Google Earth и керамическая плитка, достижения генной инженерии и египетский саркофаг, муранское стекло и алгоритмы распознавания лиц — здесь. 13 работ созданы специально к выставке.

Дарья Иринчеева. Вид на Сургут, Сибирь, 2016 (изображение к видео Anthropocene Markers). ©NASA Goddard Space Flight Center и U.S. Geological Survey

В проекте «Время, вперед!» иронически переосмыслен известный лозунг XX века. Нащупать границы между фактами и фейками, настоящим и будущим, разобраться в эпохе постоянного ускорения, гибридных войн и тревожности предложено и в ходе публичной программы: V-A-C поможет зрителям и самим исследовать время. Детали объявят ближе к открытию, известно, что в планах фонда устраивать телесные практики, speed-dating и death-cafe, мастерские для детей и взрослых, пешеходные исследования в окрестностях Дзаттере и не только. Выставка будет открыта ежедневно, кроме среды, с 11:00 до 17:00 (по пятницам — до 21:00). Вход свободный.

Александра Сухарева. Pseudomorphosis, 2016–2017

В музеях по всему городу

Идем в Galleria dell'Accademia за десятками картин Георга Базелица (ретроспектива Baselitz – Academy дополняет 58-ю биеннале и проходит с 8 мая по 8 сентября), в Гуггенхайм — ради Жана Арпа (до 2 сентября). Punta della Dogana показывает первую в Италии персональную выставку Люка Тюйманса (до 6 января 2020) и более сотни работ в экспозиции Luogo e Segni («Место и знаки»), среди авторов — Луиза Буржуа, Феликс Гонзалес-Торрес, Константин Бранкузи, Анри Сала и еще 32 художника.

В Ca' Pesaro смотрите ретроспективу Аршила Горки (до 22 сентября) и скульптуры американца Barry X Ball, на остров Сан-Джорджо-Маджоре отправляйтесь за полсотней работ Альберто Бурри (Cini Foundation, 10 мая — 28 июля). Если планируете приехать на биеннале осенью, успеете на выставку фламандской живописи во Дворце дожей (5 сентября — 1 марта 2020), до 9 июня он занят полотнами Каналетто.

Barry X Ball

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.