На днях парижский музей д'Орсе открыл большую выставку работ выдающегося французского примитивиста Анри Руссо. Примитивизм иначе называют наивным искусством, что вполне созвучно натуре самого Руссо. Художник жил во второй половине XIX века, никогда не учился академической живописи и творческую карьеру начал уже в сознательном возрасте. Сын сантехника отслужил в армии и долгое время трудился на таможне. Впервые публика увидела живописные работы Руссо в 1886 году на так называемой Выставке независимых и тут же их полюбила. Художник славен своим умением работать с цветом и оригинальностью сюжетов, не зашоренных профессиональным образованием.
Руссо был настоящим фантазером. Он рисовал африканские джунгли, пустыни, диких обитателей саванн и буйную тропическую растительность — воспроизводил на холсте фантастической красоты пейзажи, которых он никогда не видел живьем. Свободный от академических догм, которые диктуют художнику-реалисту строгое подражание натуре, Руссо изображал жизнь такой, какой видел ее в своем воображении, как ребенок, который часто выдает желаемое за действительное. Такова основа наивной живописи.
Фигуры людей и животных на картинах Руссо часто не пропорциональны, формы четко очерчены. Природа схематична, но при этом богата деталями. Прототип буйных джунглей — парижский ботанический сад, куда художник часто захаживал побродить среди диковинных растений, набраться вдохновения и помечтать. При всей наивности творчества Анри Руссо — чрезвычайно значимая фигура для всей истории искусств. Под занавес XIX столетия он стал одной из первых ласточек краха академизма и скорого триумфа авангарда. Руссо предвосхитил расцвет искусства, а не ремесла, когда художник создает на полотне нечто действительно авторское, пренебрегая канонами.
Сера, Матисс, Кандинский и другие мастера уже нового искусства — все в некотором смысле последователи Анри Руссо. Следуя его примеру, они пожертвовали безупречной с точки зрения классики формой ради крайне эмоционального содержания. Чтобы проиллюстрировать эту связь, кураторы окружили творения Руссо работами других художников XIX и XX столетий, академистов и авангардистов. В экспозиции картины Анри Руссо из собственной коллекции музея д'Орсе, а также из собрания парижской галереи Оранжери. Выставка продлится до 17 июля. Если будете в Париже, обязательно посетите, а лучше поезжайте специально. Событие достойно того, чтобы стать главной целью путешествия. Небольшой ролик с картинами Руссо, его предшественников и последователей — для затравки.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.