«Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет»

Классик репортажной фотографии Эллиотт Эрвитт откроется с новой стороны 3 октября на выставке в московской галерее «Центр фотографии имени братьев Люмьер»
«Выйди на улицу Пока ты сидишь дома ничего стоящего с тобой не произойдет»

«Знаете мою любимую историю об СССР? — восьмидесятисемилетний Эллиотт Эрвитт хитро улыбается и поудобнее усаживается в кресле. — В 1959 году, когда в Сокольниках проходила первая Американская национальная выставка, между Никсоном и Хрущевым произошла серия диалогов, известных как «кухонные дебаты», так как они общались на фоне модели кухни для загородного дома. Их разговоры потом показывало телевидение обеих стран, но кое-что, конечно, вырезали. Вот это, например: «Мы сильнее, — сказал Никсон. — Мы едим мясо, а вы капусту». «Иди поцелуй мою бабушку», — ответил Хрущев. И не качайте головой, я их в тот момент фотографировал и слышал все собственными ушами».

Проверить, быль это или выдумка Эрвитта, невозможно. Других свидетелей не осталось. Зато достоверно известно, что сделанный во время дебатов кадр с Никсоном, в тот момент вице-президентом США, который будто собирается проткнуть пальцем пиджак Хрущева, был использован в избирательной кампании Никсона и стал одной из визитных карточек Эллиотта.

Сын москвички из купеческой семьи и недоучки одессита, Эллиотт родился в Италии. В восемнадцать лет с камерой наперевес оказался в Нью-Йорке сразу после Второй мировой войны, когда в фотографии наступала новая эра. На смену размытым сюрреалистическим или авангардным, снятым с неожиданных ракурсов, но в любом случае постановочным съемкам 1930-х пришел репортаж — интерес к обычному человеку, движению, к жизни как она есть. Как раз тогда великие классики жанра Роберт Капа и Анри Картье-Брессон организовали агентство Magnum, которое первым стало сохранять за фотографом авторские права, превратив его из исполнителя воли заказчика в независимого художника. В начале 1950-х они пригласили молодого Эллиотта сотрудничать, решив, что в их компании не хватает мастера, умеющего подмечать в окружающем мире не только серьезное, но и смешное, срывать маску пафоса с парадных портретов. При этом позировать ему не боялись и политики от Джона Кеннеди до Барака Обамы. «Если человек на съемках зажат или слишком серьезен, я достаю велосипедный клаксон — а их у меня целая коллекция — и издаю гудок. Работает безотказно!» — рассказывает мастер.

Черно-белые фотографии Эрвитта в России хорошо известны: его работы часто привозят на сборные выставки, а пять лет назад Манеж делал его ретроспективу. Но даже в ней цветные снимки остались обойденными вниманием. Во-первых, предпочитая черно-белую пленку, Эллиотт снимал в цвете в основном репортажи для журнала Life или рекламу — как, например, его знаменитый кадр с мальчишкой на багажнике велосипеда с багетом в руках, который был сделан для турфирмы. Во-вторых, музеи вплоть до 1980-х годов не считали цветную фотографию искусством.

Сейчас все изменилось, и те сорок пять снимков, что в октябре покажут на выставке «Эллиотт Эрвитт. Kolor» в московской галерее «Центр фотографии имени братьев Люмьер», оказываются мостиком, связывающим черно-белое прошлое Эрвитта с многоцветным настоящим. Без них он остался бы живым классиком, памятником самому себе, каким был так и не изменивший черно-белой пленке Анри Картье-Брессон, умерший в 2004 году. Цветные фотографии, на которых Эллиотт не просто любуется красками, а играет с ними и ищет новые сочетания, как когда-то художники-модернисты, превращают его из священной коровы в мастера, который творил современную историю фотографии и по-прежнему актуален.

Я спрашиваю об этом самого фотографа, а он шутя отмахивается: «Везде-то вы, русские, охотитесь за скрытыми смыслами. Да, когда-то мне пришлось преодолеть себя, чтобы начать снимать на цветную пленку. Но это история из далекого прошлого, а меня куда больше интересует настоящее».

Пару недель назад он вернулся с Кубы, где снимал пейзажи по заказу производителей рома Havana Club. «Меня до сих пор немного штормит, — шутит Эрвитт. — Да, как видите, приходится работать так же много, как и пятьдесят лет назад. Но что поделать: у меня четыре бывших жены и девять внуков! А если серьезно, то я верю, что пока ты перпендикулярен земле, надо двигаться вперед. Знаете главный секрет успешного фотографа? Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.