You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. АФИША
  2. Афиша

«Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет»

Классик репортажной фотографии Эллиотт Эрвитт откроется с новой стороны 3 октября на выставке в московской галерее «Центр фотографии имени братьев Люмьер»

«Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет»

Мэрилин Монро, Рино, Невада, 1960

«Знаете мою любимую историю об СССР? — восьмидесятисемилетний Эллиотт Эрвитт хитро улыбается и поудобнее усаживается в кресле. — В 1959 году, когда в Сокольниках проходила первая Американская национальная выставка, между Никсоном и Хрущевым произошла серия диалогов, известных как «кухонные дебаты», так как они общались на фоне модели кухни для загородного дома. Их разговоры потом показывало телевидение обеих стран, но кое-что, конечно, вырезали. Вот это, например: «Мы сильнее, — сказал Никсон. — Мы едим мясо, а вы капусту». «Иди поцелуй мою бабушку», — ответил Хрущев. И не качайте головой, я их в тот момент фотографировал и слышал все собственными ушами».

«Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет»
Калифорния, США, 1956

Проверить, быль это или выдумка Эрвитта, невозможно. Других свидетелей не осталось. Зато достоверно известно, что сделанный во время дебатов кадр с Никсоном, в тот момент вице-президентом США, который будто собирается проткнуть пальцем пиджак Хрущева, был использован в избирательной кампании Никсона и стал одной из визитных карточек Эллиотта. Сын москвички из купеческой семьи и недоучки одессита, Эллиотт родился в Италии. В восемнадцать лет с камерой наперевес оказался в Нью-Йорке сразу после Второй мировой войны, когда в фотографии наступала новая эра. На смену размытым сюрреалистическим или авангардным, снятым с неожиданных ракурсов, но в любом случае постановочным съемкам 1930-х пришел репортаж — интерес к обычному человеку, движению, к жизни как она есть. Как раз тогда великие классики жанра Роберт Капа и Анри Картье-Брессон организовали агентство Magnum, которое первым стало сохранять за фотографом авторские права, превратив его из исполнителя воли заказчика в независимого художника. В начале 1950-х они пригласили молодого Эллиотта сотрудничать, решив, что в их компании не хватает мастера, умеющего подмечать в окружающем мире не только серьезное, но и смешное, срывать маску пафоса с парадных портретов. При этом позировать ему не боялись и политики от Джона Кеннеди до Барака Обамы. «Если человек на съемках зажат или слишком серьезен, я достаю велосипедный клаксон — а их у меня целая коллекция — и издаю гудок. Работает безотказно!» — рассказывает мастер.

«Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет»
Бретань, Франция, 1960

Черно-белые фотографии Эрвитта в России хорошо известны: его работы часто привозят на сборные выставки, а пять лет назад Манеж делал его ретроспективу. Но даже в ней цветные снимки остались обойденными вниманием. Во-первых, предпочитая черно-белую пленку, Эллиотт снимал в цвете в основном репортажи для журнала Life или рекламу — как, например, его знаменитый кадр с мальчишкой на багажнике велосипеда с багетом в руках, который был сделан для турфирмы. Во-вторых, музеи вплоть до 1980-х годов не считали цветную фотографию искусством. Сейчас все изменилось, и те сорок пять снимков, что в октябре покажут на выставке «Эллиотт Эрвитт. Kolor» в московской галерее «Центр фотографии имени братьев Люмьер», оказываются мостиком, связывающим черно-белое прошлое Эрвитта с многоцветным настоящим. Без них он остался бы живым классиком, памятником самому себе, каким был так и не изменивший черно-белой пленке Анри Картье-Брессон, умерший в 2004 году. Цветные фотографии, на которых Эллиотт не просто любуется красками, а играет с ними и ищет новые сочетания, как когда-то художники-модернисты, превращают его из священной коровы в мастера, который творил современную историю фотографии и по-прежнему актуален.

«Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет»
Сен-Тропе, Франция, 1959

Я спрашиваю об этом самого фотографа, а он шутя отмахивается: «Везде-то вы, русские, охотитесь за скрытыми смыслами. Да, когда-то мне пришлось преодолеть себя, чтобы начать снимать на цветную пленку. Но это история из далекого прошлого, а меня куда больше интересует настоящее». Пару недель назад он вернулся с Кубы, где снимал пейзажи по заказу производителей рома Havana Club. «Меня до сих пор немного штормит, — шутит Эрвитт. — Да, как видите, приходится работать так же много, как и пятьдесят лет назад. Но что поделать: у меня четыре бывших жены и девять внуков! А если серьезно, то я верю, что пока ты перпендикулярен земле, надо двигаться вперед. Знаете главный секрет успешного фотографа? Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет».

«Выйди на улицу! Пока ты сидишь дома, ничего стоящего с тобой не произойдет»
Ченстохова, Польша, 1964
комментарии