Жизнь после Джона

О том, почему Йоко Оно имеет самостоятельное художественное значение, — на первой персональной выставке Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, в нью-йоркском Музее современного искусства
Жизнь после Джона

Первую выставку в MoMA Йоко Оно организовала себе сама: в 1971 году 38-летняя художница устроила там несогласованный перформанс. Она выпустила в центре музея рой мух, фотограф фиксировал траекторию их полета, а зрителям было предложено отследить, куда в конечном итоге полетят насекомые. Йоко засняла реакцию людей, которые выражали в основном недоумение и возмущение, но объяснить смысл своих действий не потрудилась — единственной подсказкой могла стать табличка «Это не здесь» около окошка кассы MoMA. А чуть позже художница выпустила книгу с оскорбительной игрой слов в названии — Museum of Modern (F)art, презрев все нормы приличия, которые, в общем-то, никогда ее особо не волновали.

Сегодня, спустя почти пятьдесят лет после выходки с мухами, у Йоко Оно есть настоящая экспозиция в Музее современного искусства. Выставка Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, открылась 17 мая, и она интересна хотя бы потому, что рассказывает об Оно не как о жене Джона Леннона, а как о художнице со специфическим взглядом на мир. Там представлены, например, «Небесная машина» (1961–1962 годы), которая вместо, скажем, конфет или презервативов раздает миниатюрные карты с нацарапанным поперек них словом «Небо» или зеленое яблоко на плексигласовой подставке с лаконичной подписью «Яблоко». А центр экспозиции занимает одна из самых знаменитых работ Йоко — огромная спиралевидная лестница. Посетителям предлагается залезть на нее, чтобы на долю секунды увидеть облака и крыши небоскребов. Слишком просто? Ну и что. Зато красиво.

Йоко никогда не была сторонницей сложных с точки зрения техники или исполнения перформансов и инсталляций в духе Марины Абрамович, а пространство Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, и вовсе напоминает медицинскую лабораторию, где все находится на своих местах. И все же нет смысла идти на выставку современного искусства, если вы собираетесь довольствоваться простотой и не ищете второго дна.

Несмотря на то что кураторы экспозиции сознательно абстрагировались от Джона Леннона в жизни Йоко, его фигура стала для нее судьбоносной, и в ее работах это прослеживается. Даже вышеупомянутая винтовая лестница — экспонат, поразивший Джона в 1966 году, когда он заглянул на выставку художницы в галерее «Индика» (по распространенной версии, сходить туда ему посоветовал Пол Маккартни). В вариации того времени на верхней ступеньке лестницы лежала лупа, с помощью которой нужно было прочитать слово «Да» на потолке. Вряд ли полученное эстетическое впечатление стало причиной, по которой Леннон влюбится в Йоко, почти забросит музыку и погрузится в радости отцовства и борьбы за мир во всем мире, но этот случай совершенно точно обозначил тенденцию, сыгравшую большую роль в отношениях Оно и Джона: даже в период самой пылкой влюбленности художница не забывала о своем творчестве, а вот о солисте The Beatles этого сказать было нельзя.

Жизнь после Джона
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

После убийства Джона, да и на протяжении всех лет их с Йоко совместной жизни, поклонники легендарной группы не скупились в выражениях, обвиняя Оно в том, что музыкант из-за нее покончил с карьерой, рассорился с другими членами The Beatles и стал участвовать в подчас сомнительных общественных акциях. Художницу считали чуть ли не ведьмой, а ее прозвищем на долгие годы стало созвучное фамилии восклицание «Oh, no!». Сейчас, спустя почти 35 лет после роковых выстрелов в арке дома, где жили Йоко и Джон, мы понимаем, что эта история не про коварную искусительницу. Просто в отличие от Бьянки Джаггер и Патти Хансен Оно не относилась к тому разряду подружек музыкантов, которые были скорее красивым дополнением к своему знаменитому спутнику. К ее творчеству можно относиться по-разному, но то, что она не бросила дело своей жизни, даже находясь рядом со знаменитостью такого масштаба, заслуживает уважения.

Сама Йоко рассказывает о перевернувших ее жизнь отношениях в документальном фильме The Real Yoko Ono так: «Конечно, люди видят это только с одной стороны. Но Джон изменил меня не меньше, чем я его».

Попытаться интерпретировать одну из самых драматичных романтических историй двадцатого века самостоятельно и заново открыть для себя Йоко Оно как большого художника можно будет совсем скоро: выставка Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, пройдет в нью-йоркском MoMA с 17 мая по 7 сентября 2015 года (подробности — по ссылке).

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images, архивы Conde Nast