You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Афиша

Жизнь после Джона

О том, почему Йоко Оно имеет самостоятельное художественное значение, — на первой персональной выставке Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, в нью-йоркском Музее современного искусства

17 Мая 2015

Йоко Оно, фотограф George Maciunas
Йоко Оно, фотограф George Maciunas

Первую выставку в MoMA Йоко Оно организовала себе сама: в 1971 году 38-летняя художница устроила там несогласованный перформанс. Она выпустила в центре музея рой мух, фотограф фиксировал траекторию их полета, а зрителям было предложено отследить, куда в конечном итоге полетят насекомые. Йоко засняла реакцию людей, которые выражали в основном недоумение и возмущение, но объяснить смысл своих действий не потрудилась — единственной подсказкой могла стать табличка «Это не здесь» около окошка кассы MoMA. А чуть позже художница выпустила книгу с оскорбительной игрой слов в названии — Museum of Modern (F)art, презрев все нормы приличия, которые, в общем-то, никогда ее особо не волновали.

Сегодня, спустя почти пятьдесят лет после выходки с мухами, у Йоко Оно есть настоящая экспозиция в Музее современного искусства. Выставка Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, открылась 17 мая, и она интересна хотя бы потому, что рассказывает об Оно не как о жене Джона Леннона, а как о художнице со специфическим взглядом на мир. Там представлены, например, «Небесная машина» (1961–1962 годы), которая вместо, скажем, конфет или презервативов раздает миниатюрные карты с нацарапанным поперек них словом «Небо» или зеленое яблоко на плексигласовой подставке с лаконичной подписью «Яблоко». А центр экспозиции занимает одна из самых знаменитых работ Йоко — огромная спиралевидная лестница. Посетителям предлагается залезть на нее, чтобы на долю секунды увидеть облака и крыши небоскребов. Слишком просто? Ну и что. Зато красиво. 

Фрагмент инсталляции в MoMA
Фрагмент инсталляции в MoMA

Йоко никогда не была сторонницей сложных с точки зрения техники или исполнения перформансов и инсталляций в духе Марины Абрамович, а пространство Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, и вовсе напоминает медицинскую лабораторию, где все находится на своих местах. И все же нет смысла идти на выставку современного искусства, если вы собираетесь довольствоваться простотой и не ищете второго дна.

Несмотря на то что кураторы экспозиции сознательно абстрагировались от Джона Леннона в жизни Йоко, его фигура стала для нее судьбоносной, и в ее работах это прослеживается. Даже вышеупомянутая винтовая лестница — экспонат, поразивший Джона в 1966 году, когда он заглянул на выставку художницы в галерее «Индика» (по распространенной версии, сходить туда ему посоветовал Пол Маккартни). В вариации того времени на верхней ступеньке лестницы лежала лупа, с помощью которой нужно было прочитать слово «Да» на потолке. Вряд ли полученное эстетическое впечатление стало причиной, по которой Леннон влюбится в Йоко, почти забросит музыку и погрузится в радости отцовства и борьбы за мир во всем мире, но этот случай совершенно точно обозначил тенденцию, сыгравшую большую роль в отношениях Оно и Джона: даже в период самой пылкой влюбленности художница не забывала о своем творчестве, а вот о солисте The Beatles этого сказать было нельзя.
из
Книга Grapefruit, 1964

Книга Grapefruit, 1964

Книга Museum of Modern (F)art, 1971 год

Книга Museum of Modern (F)art, 1971 год


После убийства Джона, да и на протяжении всех лет их с Йоко совместной жизни, поклонники легендарной группы не скупились в выражениях, обвиняя Оно в том, что музыкант из-за нее покончил с карьерой, рассорился с другими членами The Beatles и стал участвовать в подчас сомнительных общественных акциях. Художницу считали чуть ли не ведьмой, а ее прозвищем на долгие годы стало созвучное фамилии восклицание «Oh, no!». Сейчас, спустя почти 35 лет после роковых выстрелов в арке дома, где жили Йоко и Джон, мы понимаем, что эта история не про коварную искусительницу. Просто в отличие от Бьянки Джаггер и Патти Хансен Оно не относилась к тому разряду подружек музыкантов, которые были скорее красивым дополнением к своему знаменитому спутнику. К ее творчеству можно относиться по-разному, но то, что она не бросила дело своей жизни, даже находясь рядом со знаменитостью такого масштаба, заслуживает уважения.

Сама Йоко рассказывает о перевернувших ее жизнь отношениях в документальном фильме The Real Yoko Ono так: «Конечно, люди видят это только с одной стороны. Но Джон изменил меня не меньше, чем я его». 

Попытаться интерпретировать одну из самых драматичных романтических историй двадцатого века самостоятельно и заново открыть для себя Йоко Оно как большого художника можно будет совсем скоро: выставка Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, пройдет в нью-йоркском MoMA с 17 мая по 7 сентября 2015 года (подробности — по ссылке).

Йоко Оно на открытии выставки Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, в MoMA
Йоко Оно на открытии выставки Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971, в MoMA

еще в разделе АФИША

Королева панка

Королева панка

Выставка Dress Up Story — 1990 Until Now наглядно показывает 25-летнюю историю одноименного бренда удалой Вивьен Вествуд — в вещах, деталях и декорациях к шоу

Коллекция на зависть

Коллекция на зависть

Впечатляющее собрание творений дизайнеров трех десятилетий, принадлежащих коллекционеру Кристин Суппес, в альбоме фотохудожника Фредерика Аранда Electric Fashion

комментарии /



подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru