Знакомьтесь с испанским импрессионизмом — ярким и сочным — на новой выставке в Москве

18 художников, 60 работ, залитые солнцем побережья и колоритные герои
«Импрессионизм и испанское искусство» новая выставка в Москве

10 октября Музей русского импрессионизма открывает свою главную выставку сезона — «Импрессионизм и испанское искусство». На три с половиной месяца в Москву привезли живопись, графику и скульптуру 18 авторов, которые работали бок о бок с французскими импрессионистами и участвовали в первых европейских выставках нового направления. Истории художников часто пересекались: Пере Видала де Солареса, каталонца кубинского происхождения, например, Пьер Огюст Ренуар изобразил на известной картине «Бал в Мулен де ла Галетт», чрезвычайно популярный на рубеже XIX–XX веков Игнасио Сулоага жил на Монмартре, дружил с Анри Тулуз-Лотреком, Эдгаром Дега, Полем Гогеном и выставлял свои работы вместе с ними, а каталонец Рикард Гино был помощником Огюста Родена.

Игнасио Сулоага, «Шарль Морис с женой», 1896

Крупнейший показ испанских импрессионистов в России обеспечили 13 местных музеев и 14 частных коллекционеров. Более полусотни одолженных ими работ на выставке дополнили парой картин из собрания Пушкинского музея: это автопортрет Игнасио Сулоаги и натюрморт Хоакина Сорольи. Последнего называют одним из главных испанских художников того времени, а еще относят к европейским люминистам: Соролья фантастически передавал световые эффекты.

Хоакин Соролья, «Скалы в Хавеа и белая лодка», 1905

Испанский импрессионизм много взял из классической живописи — в искусстве Рамона Касаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола, Сантьяго Русиньоля, Рикарда Каналса и других авторов можно заметить отсылки к манере и стилю Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, а также искусству XVII и XVIII веков. Восхищения Гойей, по словам куратора Франсеска Фонбоны, не скрывал и Эдуард Мане: великий предвестник импрессионизма многократно использовал испанские мотивы в своих работах. «При этом испанские художники второй половины XIX века далеко не сразу отважились на опыты с новой живописной техникой», — подчеркивает Фонбона, каталонский историк искусства и специалист по местному модернизму.

Дарио де Регойос, «Сети», 1893

Русские художники активно следили за испанскими коллегами, работы которых оказались максимально яркими и сочными, как и окружавшая их южная природа. Илья Репин выделял среди всех Мариано Фортуни: тот, по его мнению, «поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света». Схожее внимание к Фортуни проявляли и Валентин Серов с Василием Поленовым. Познакомиться ближе с каждым из испанских авторов в Москве можно до 26 января. Выставка пройдет при участии фонда Aurea Cultura i Art и поддержке посольства Испании в России.

Адольфо Гиард, «Белошвейки в парке», 1884–1885; Жоаким Мир-и-Триншет, «Пропасть, Мальорка», около 1901–1904

Мариано Фортуни, «Улица Гранателло в Портичи», 1874

Мариан Пиделасерра, «Портрет Эмили Фонбона, Париж», около 1900–1901; Рамон Касас, «Монмартр», около 1890–1891

Исидре Нонель, «Пляж Аренис», 1891

Игнази Мальол, «Розовые кусты (Коста Брава)», 1920

Мариан Пиделасерра, «Желтые бани. Утреннее солнце», около 1900–1901

Аурелиано де Беруэте-и-Морет, «Вид на юг Толедо из Лос Сгарралес», около 1895

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.