You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Альфонсо Куарон о своем новом фильме «Рома»

В преддверии «Оскара» режиссер одного из фильмов-фаворитов рассказал Vogue, почему не гонится за наградами и считает, что главной цели уже добился

Альфонсо Куарон о своем новом фильме «Рома»

Альфонсо Куарон на церемонии вручения наград премии «Оскар», 2014

«Я никогда не снимал ничего подобного. Это первый мой фильм, в котором я чувствовал абсолютную свободу», — говорит Альфонсо Куарон о своей новой картине «Рома», претендующей на «Оскар» в десяти номинациях. Культовый режиссер с международным признанием снял больше 17 фильмов, среди которых «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Дитя человеческое», «Гравитация», и взял заветную статуэтку американской Академии в 2014 году. Но с картиной «Рома» ситуация особая. Если Куарон сегодня получит награду за нее как лучший режиссер, это обеспечит ему место в истории: ни один другой фильм на испанском и миштекском языках не заслуживал такой значимый приз. В преддверии церемонии режиссер рассказал Vogue, чем ему дорога эта картина.

«Рома» рассказывает историю бедной домработницы Клео, которая разворачивается на фоне городских беспорядков в Мехико 1970-х годов. Прототипом главной героини, которую сыграла актриса Ялица Апарисио (она номинирована на «Оскар» как лучшая актриса), стала няня самого Куарона — Либория Родригес. Этот фильм — одновременно ода ее жизни и отражение классовой и расовой дискриминации, которая в свое время была бичом мексиканского общества. Кроме того, он поднимает важную проблему отношения к домашней прислуге.

«Рома», 2018
«Рома», 2018

«Рома» — это произведение монументального искусства, похожее на огромную фреску» — так высказался о фильме Гильермо дель Торо, друг и соратник Куарона. «Мы друг для друга как наставники», — говорит о нем сам Альфонсо, имея в виду их долгие обсуждения предназначения современного кинематографа. «Поразительно, какое культурное значение имело кино в прошлом, — рассказывает режиссер. — Люди создавали свои картины не ради медийности или «Оскара», а чтобы побудить зрителей к обсуждению. Тогда мы смотрели голливудские фильмы, работы Бергмана, Висконти, Пазолини. Кажется, в те времена индустрия была куда более инклюзивной. Когда-то мне казалось, что будущее кино печально, но теперь я вижу, что ситуация меняется — все не так плохо».

Альфонсо Куарон и Ялица Апарисио на съемках фильма «Рома», 2018
Альфонсо Куарон и Ялица Апарисио на съемках фильма «Рома», 2018

Современные технологии сильно повлияли на развитие кинематографа, но Куарон уверен, что основы кино остались неизменными — это говорит режиссер, чья картина «Гравитация» получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты в 2014 году. «Сторителлинг — главный компонент моих фильмов, — заявляет он. — Я вообще далек от всяких технических примочек. Они приходят и уходят, но по-настоящему важное значение имеет лишь одно — сама жизнь. Технологии — это просто инструмент, с помощью которого вы рассказываете историю».

Джордж Клуни, Сандра Баллок и Альфонсо Куарон на съемках фильма «Гравитация», 2013
Джордж Клуни, Сандра Баллок и Альфонсо Куарон на съемках фильма «Гравитация», 2013

Хотя «Оскар» еще впереди, уже сейчас можно сказать, что этот сезон кинонаград оказался для Куарона крайне плодотворным: драма «Рома» уже получила два «Золотых глобуса» и четыре премии BAFTA. Но признание — это не главное, к чему стремился режиссер. Своей цели он уже достиг: Куарон признается, что благодаря картине «Рома» смог выразить себя как никогда до этого. «В конце концов, я снимаю фильмы не для того, чтобы выжить, а чтобы открыть душу и почувствовать себя свободным», — говорит он.

«Рома», 2018
«Рома», 2018

José Luis Ávila/Vogue Mexico

комментарии