Евгений Цыганов о любви во время холеры, старой школе и «Одессе»

Vogue пообщался с актером накануне премьеры
Евгений Цыганов о любви во время холеры старой школе и «Одессе»

«Мы не знаем, на какие поступки способны, какие чувства могут в нас родиться, мы часто не хозяева своей судьбы. Человек вообще сложное создание, и кино иной раз напоминает о хрупкости нашего существования, наших устоев и табу», — 40-летний Евгений Цыганов рассуждает о своей сентябрьской премьере — фильме Валерия Тодоровского «Одесса». У него там роль столичного журналиста, который в 1970-е привозит сына погостить к еврейской родне и собирается уехать. Но город осаждает холера, аэропорты закрыты, а соседская девочка-подросток в коротком платье жаждет сбежать из-под родительской опеки и так нежно кладет голову на плечо.

Евгений Цыганов в фильме «Одесса», 2019

От дебютной «Прогулки» до всенародно любимой «Оттепели» и недавнего «Мертвого озера» — в своих самых популярных картинах Цыганов играет героев брутальных, скрывающих за внешней невозмутимостью что-то очень важное и этой загадкой сводящих женщин с ума. Героев не образцово-показательных, но скорее положительных. Персонажа «Одессы» Евгений, впервые увидев себя на экране, назвал неприятным типом, но зрителей призывает не судить заранее. «Недавно разговаривал со своим знакомым — настоятелем монастыря в Костромской области, и он сказал: «Мне кажется, сегодня главный грех — это осуждение. Люди даже болеют от этого. Не пытаются разобраться в себе. Но очень беспокоятся, что же там сосед вытворяет». Ему 80 лет, и он говорит об этом как о явлении сегодняшнего дня, появившемся вместе с интернетом и возможностью обсудить всех, выразить свою озлобленность, причем анонимно. Ты теперь не обязан отвечать за свои слова».

Так может ли Цыганов сыграть отрицательного персонажа? «Вот Карандышев в «Бесприданнице» театра Фоменко — мелочный, завистливый, самовлюбленный. Артист, на которого Островский писал эту роль, отказался играть. А я согласился. И получилась очень важная для меня роль, возможность отойти от себя, приблизиться к правде героя. Ему же больно, ему невозможно, местами счастливо. Сергей Васильевич Женовач, который преподавал у нас на курсе, говорил «не надо играть героя глупее себя».

Евгений Цыганов в фильме «Прогулка», 2003

Мы сидим в кабинете в «Мастерской Фоменко», на стене — черно-белые распечатанные на принтере фотографии самого Петра Наумовича, а также Феллини, Бергмана, Бродского, Барышникова, Плисецкой, Норштейна. Классики, с одной стороны, и хейтеры, с другой, тоже как будто участвуют в нашей беседе. «Иногда читаю в интернете: «актеришки, лицедеи, да раньше их за оградой хоронили»... Но есть в том, чем мы занимаемся, сложный баланс между шутовством и чем-то сакральным. Мы даем возможность человеку вырваться из своей среды, переживаний, кредитов и прийти к осознанию того, в каком мире мы живем. К сопереживанию, которое мне кажется важнейшим из чувств».

В эпоху сверхскоростей Цыганов скучает по временам, «когда мы с Фоменко садились, читали «Бориса Годунова» месяц, потом переворачивали на первую страницу и читали снова по ролям, а потом снова — и только тогда вставали на ноги. Но это разговор не про успех и не про то, что мы кого-то удивим, а про интересный процесс. Сейчас мы так работаем с Юрием Николаевичем Погребничко в его театре «Около», репетируем камерную пьесу по Пинтеру. И это диалог даже не про Пинтера, а про жизнь и смерть, про иллюзорность пространства и времени».

Евгений Цыганов в сериале «Оттепель», 2013

Съемка на пленку, музейного качества декорация одесского двора и долгие репетиции роднят в глазах Евгения «Одессу» с его любимым итальянским кино 1970-х и вообще эпохой, когда главным на площадке был не продюсер, а режиссер, спектакли еще не называли проектами, а актеров — селебрити.

Играя в культовом театре, снимаясь в народных сериалах и фестивальном кино, Цыганов быть селебрити отказывается категорически. Светской, да и общественной жизни старательно избегает. Но если реальность задевает за живое, приходится включаться, записывать ролики, звать на помощь. Как это было с делом историка Юрия Дмитриева («ребята из киношколы, где я учился, ездили к нему в Карелию каждое лето на раскопки и рассказывали, какой он необыкновенный»), потом режиссера Олега Сенцова, а этим летом — со смытой при наводнении иркутской деревней.

Владимир Кошевой, Евгения Брик, Евгений Цыганов, Ирина Розанова, Степан Середа, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт в фильме «Одесса», 2019

Впрочем, есть и хорошие новости. Евгения приятно удивляет сам факт появления прошлогоднего фильма «Человек, который удивил всех», где его герой — сибирский мужик, — пытаясь обмануть смертельную болезнь, на глазах у зрителей и соседей буквально превращается в женщину. А этим летом Евгений снял дебютную короткометражку «Мятежный», где главные герои — шахтер и девушка из декадентской тусовки. Шахтеров сыграли настоящие метростроевцы, богему — настоящие актеры, режиссеры, художники, а уличных мальчишек — сыновья Евгения. «Дочка сыграла в короткометражке у Дениса Симачева». Но массового прихода Цыгановых в кино ждать не стоит, уверяет отец восьмерых детей: «Например, из тех двух мальчиков, которые снимались в «Мятежном», один хочет быть гонщиком, а второй бешено занимается футболом. Я и сам с детьми то мяч гоняю, то на скейте, сноуборде катаюсь. На вейк поставил старших. Пока пытаюсь оседлать кайт. Период нескончаемого угара с друзьями прошел, поэтому свободное время посвящено семье».

Евгений Цыганов в фильме «Человек, который удивил всех», 2018

Принципы воспитания? Вполне классические. Девочки — это девочки, мальчики — мальчики. «Мальчик не может ударить девочку». Каким должен быть мужчина в XXI веке? «Крепким. Выживание в наше время требует определенной крепости головы и здоровья, в том числе психического». Равенство полов, смена гендерных ролей? «Меня окружают женщины с сильно выраженным женским началом и мужчины с сильно выраженным мужским». Кто моет посуду? «Посудомоечная машина. Женщина. Я и сам могу, но меня не допускают к кухне. Видимо, чтобы не навредил». Кто главный в семье? «Ребенок».

Vogue Россия, сентябрь 2019. Фото: Данил Головкин. Стиль: Ольга Дунина

Лидер группы «Пока прет», вдохновленной андеграундом 1990-х, Евгений сейчас снимается у Алексея Учителя в фильме про Цоя, где самого Цоя не будет. «Я для себя определил, что это фильм про то, что «Цой жив», и про то, как личность художника продолжается после его ухода... Всех, конечно, привлекает романтический миф про «Клуб 27», но Цой, как и Кобейн, был крутым поэтом и дотошным трудягой, а кураж творчества не всегда определяется возрастом. Для меня «Одна абсолютно счастливая деревня» Фоменко или «8 ½» Феллини — тоже рок-н-ролл».

Груминг: Марина РойАссистент фотографа: Антон Гребенцов/BoldАссистент стилиста: Мария БарбаяноваПродюсеры: Карина Чистякова, Маргарита СиняеваАссистент продюсеров: Эрика Куталия

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Данил Головкин