Радости жизни

Как искусственный интеллект и виртуальная реальность меняют кино

Роботы уже пишут сценарии, подбирают актеров и предсказывают успех картины в прокате

Кинематограф стремительно менялся вместе с развитием технологий: в 1895 году зрители удивлялись первым коротким черно-белым роликам, а в 1930-х уже смотрели полнометражные цветные картины со звуком — «Бекки Шарп» и «Унесенные ветром». Казалось бы, в XXI веке, когда мы уже привыкли к 3D-фильмам и стриминговым платформам, придумать что-то новое практически невозможно. Но на самом деле мы только стоим на пороге глобальных перемен в индустрии. Рассказываем, что нас ждет и чем могут удивить виртуальная реальность и искусственный интеллект уже сейчас.

Оценить прибыль еще не снятого фильма

Одна из тех, кто в ответе за то, чтобы в корне изменить наше представление о голливудских блокбастерах, — Надира Азермай, генеральный директор бельгийской компании по разработке искусственного интеллекта ScriptBook, которая специализируется на анализе киносценариев. Продюсерские студии могут загрузить документ с описанием сюжета в систему, которая спустя ровно шесть минут выдаст точный результат: насколько герои будущего шедевра понравятся зрителям, для какой демографической группы подходит фильм, как его в целом оценит публика и каков будет рейтинг на платформе IMDB. Однако, что больше всего привлекает клиентов ScriptBook, так это возможность просчитать финансовую прибыль картины с вероятностью 86 процентов.

ScriptBook — не единственная компания, которая работает на этом поприще. Например, лос-анджелесская фирма Cinelytic придумала систему, куда пользователь может загрузить список актеров для потенциального фильма, а затем менять их и наблюдать за тем, как это влияет на финансовый успех проекта.

Написать сценарий за человека

«Искусственный интеллект способен на гораздо большее, нежели аналитика и предсказания, — уверяет Надира. — Он сам может написать идеальный сценарий». Чтобы создать подобное устройство, команда ScriptBook соорудила специальный генератор, загрузив в него 30 тысяч готовых сценариев. «Поначалу он выдавал довольно бессвязный набор слов, но постепенно мы «обучили» систему, и теперь она придумывает сюжеты для полнометражных фильмов», — добавляет Азермай. Авторы могут задать программе ключевые слова и темы, выбрать продолжительность фильма и черты характера будущих персонажей, а все остальное искусственный разум сделает самостоятельно.

Сделать зрителя частью фильма

Режиссер, художница и креативный директор амстердамской медиакомпании Ado Ato Pictures Тамара Шогаолу уверяет, что виртуальная реальность совсем скоро станет доступна всем. Сама Шогаолу уже создала документально-анимационный VR-фильм Another Dream о египетских беженцах, который в этом году показывали на кинофестивале Tribeca. Посмотреть картину можно через специальную гарнитуру — посредством аудио, 3D-анимации и нарисованных вручную иллюстраций она полностью погружает вас в придуманный мир.

Кадр из фильма Another Dream, 2019

«Во время просмотра вы как бы находитесь рядом с героинями, слышите их голоса и видите, как люди вокруг неодобрительно оборачиваются на них в обычном супермаркете, — рассказывает режиссер. — И вдруг понимаете, каково это — быть представителем меньшинств. Вы становитесь частью нарратива — такое ощущение не может дать ни один обычный фильм».

На показе фильма Another Dream на кинофестивале «Трайбека», 2019

Разрешить зрителю управлять актерами

VR-технологии пока доступны не всем, но киноиндустрия уже добилась невероятных высот в смежных областях. Один из самых впечатляющих примеров — интерактивный фильм Netflix «Черное зеркало: Брандашмыг», созданный Чарли Брукером и Аннабель Джонс. Во время просмотра зрителям периодически предлагают выбрать из двух возможных вариантов развития событий: должен ли главный герой рассказать своему психотерапевту о чувствах к умершей матери или нет, признаться ли вам ему, что вы смотрите его по Netflix, и так далее.

«Это настоящий продукт эпохи метамодернизма, — говорит Джонс. — Интерактивный элемент сработал так удачно, потому что он добавил истории глубины. У зрителя создается ощущение, что он может контролировать героя, но потом тот узнает, что к чему. Мы даже осмелились добавить элемент троллинга в начале, и поэтому просим выбрать, какие хлопья должен съесть герой на завтрак — Frosties или Sugar Puffs».

Кадр из фильма «Черное зеркало: Брандашмыг», 2018

Джонс считает, что такой формат был в новинку и поэтому «выстрелил» — продюсер опасается, что последующие подобные проекты не повторят его успеха. Но Netflix не разделяют ее сомнений: первый триумф вдохновил стриминговый сервис выпускать еще больше интерактивных фильмов и сериалов. В апреле на платформе вышел проект «Ты против дикой природы» с Беаром Гриллсом, где зрители могут своими решениями «помогать» ведущему выживать в экзотических местах, а в следующем году ожидается интерактивный выпуск комедийного сериала «Несгибаемая Кимми Шмидт».

Азермай считает, что такие проекты станут массовыми уже к 2020 году. «Мы живем в эпоху постоянных улучшений, — говорит она. — Все было изобретено до нас, но мы должны понять, как использовать имеющиеся у нас инструменты во благо».

Кадр из фильма «Ты против дикой природы», 2019

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Ado Ato, Getty Images

Читайте также

Мода

Короткая шуба из экомеха — лучшая подруга звезд в этом сезоне

Мода

Самые модные казаки осени 2019

Радости жизни

Как Институт костюма музея Метрополитен реставрирует и хранит свои экспонаты

Edition