Как создавались костюмы для сериала «Екатерина Великая» с Хелен Миррен

Четыре серии о русской императрице, в которых прекрасно все — и сюжет, и наряды, — уже можно посмотреть
Как создавались костюмы для сериала «Екатерина Великая» с Хелен Миррен

Хелен Миррен прославилась несколькими ролями монарших особ: в разное время она появлялась на экране в образе королев Елизаветы I и Елизаветы II, за что получила награды «Оскар», «Эмми» и «Тони». Теперь она сыграла русскую императрицу в четырехсерийном мини-сериале «Екатерина Великая», снятом каналом HBO и компанией Sky. Российскую премьеру, параллельно с мировой, устраивает «Амедиатека».

«Екатерину Великую» стоит посмотреть не только из-за захватывающего сюжета, но и ради потрясающих костюмов — для одной только Миррен создали более 60 нарядов. Историческая достоверность была достигнута благодаря кропотливой работе: некоторые ансамбли, включающие кринолин, два корсета, нескольких слоев нижних юбок и верхнюю накидку, в которых актриса появляется в кадре, весили около 15 килограммов.

Каждое платье было сшито из дорогой парчи и бархата, которые искали в Риме, Венеции и Милане, и украшено преимущественно ручной вышивкой золотой и серебряной нитями. Автор всех нарядов — художница по костюмам Майя Мешеде, работавшая над фильмами «Герцогиня» и «Малефисента».

Екатерина Великая была женщиной с удивительной судьбой: она пришла к власти в результате дворцового переворота, положившего конец правлению ее мужа Петра III, и стала единственной женщиной, которая правила Российской империей более трех десятилетий (с 1762 по 1796 год), за это время сделав государство одной из главных мировых держав. Период царствования Екатерины по праву называют «золотым веком», но он также был наполнен интригами и скандалами. «Историки часто пишут о том, что она была зависима от секса и что у нее было множество любовников, но на самом деле это не так, — утверждает Мешеде. — Мы хотели показать ее сильной и умной женщиной».

В работе над костюмами самым важным для Мешеде было соблюсти историческую точность. Чтобы всесторонне изучить вопрос, она проштудировала несколько биографий Екатерины II, Петра III и его предшественницы и тети Елизаветы Петровны. Впрочем, не обошлось без достижений современности. «Мы старались облегчить конструкции, насколько это возможно, но в те времена наряды были очень тяжелыми, — говорит Майя. — Хелен ни разу не пожаловалась. Она говорила: «Это помогает мне держаться прямо, и я чувствую себя Екатериной». Мы воспользовались кое-какими уловками, например, на нижнем корсете была небольшая молния, так что Хелен могла застегивать и расстегивать его сама. А еще использовали булавки, двусторонний скотч и молнии в других предметах гардероба».

В центре сюжета сериала — поздние годы жизни императрицы и ее роман с Григорием Потемкиным, которого сыграл актер Джейсон Кларк. В начале сериала Миррен появляется на экране в платьях пастельных оттенков, дополненных жемчугом и золотом, — так Мешеде хотела продемонстрировать более мягкую и женственную сторону правительницы. По ходу действия наряды главной героини становятся более темными, намекая на ухудшение ее психологического состояния. «Мы много работали с цветом, чтобы показать контраст между ее успехами в качестве руководителя страны и тем, какой несчастной она была в обычной жизни», — объясняет Майя.

Работа над сериалом оказалась для художника по костюмам непростой еще и потому, что одевать пришлось не только Миррен и Кларка, но и множество других персонажей, например, фрейлину императрицы графиню Прасковью Брюс в исполнении Джины Макки, или многочисленных военных — казаков, прусских, османских и других солдат. Костюмы главных героев были сшиты на заказ, а вот некоторые предметы гардероба для массовки Мешеде и ее команда арендовали в Италии.

Любимый момент самой Мешеде — сцена бала-маскарада, участники которого должны были наряжаться в одежду противоположного пола, в первой серии. Задумка принадлежала еще императрице Елизавете, которую очень украшало мужское платье. Для Миррен художник по костюмам придумала невероятный мужской наряд, а для мужского состава — не менее эффектные женские платья с корсетами.

«Придворные относились к таким мероприятиям очень серьезно, — говорит Мешеде. — Мужчины не могли просто одолжить платья у своих жен, потому что они сидели бы на них очень плохо. Вместо этого они заказывали туалеты специально для бала, надевали парики и делали соответствующий макияж. Сцену бала-маскарада мы снимали два дня, и было очень весело. Мужчинам было любопытно примерить настоящий корсет. У них всех была одна и та же реакция: «Бедные женщины, как они могли носить это всю жизнь?»

И для Мешеде, и для Миррен было одинаково важно сделать из такой крупной исторической фигуры живого человека со своими особенностями и сложностями. «Екатерина Великая — одна из самых могущественных женщин в истории, — говорит художник по костюмам. — В ее подчинении была многочисленная армия, одержавшая множество побед. Но в то же время Екатерина была очень чувствительной и мягкой, и мы хотели это показать».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Hal Shinnie/HBO