Хелен Миррен прославилась несколькими ролями монарших особ: в разное время она появлялась на экране в образе королев Елизаветы I и Елизаветы II, за что получила награды «Оскар», «Эмми» и «Тони». Теперь она сыграла русскую императрицу в четырехсерийном мини-сериале «Екатерина Великая», снятом каналом HBO и компанией Sky. Российскую премьеру, параллельно с мировой, устраивает «Амедиатека».
«Екатерину Великую» стоит посмотреть не только из-за захватывающего сюжета, но и ради потрясающих костюмов — для одной только Миррен создали более 60 нарядов. Историческая достоверность была достигнута благодаря кропотливой работе: некоторые ансамбли, включающие кринолин, два корсета, нескольких слоев нижних юбок и верхнюю накидку, в которых актриса появляется в кадре, весили около 15 килограммов.
Каждое платье было сшито из дорогой парчи и бархата, которые искали в Риме, Венеции и Милане, и украшено преимущественно ручной вышивкой золотой и серебряной нитями. Автор всех нарядов — художница по костюмам Майя Мешеде, работавшая над фильмами «Герцогиня» и «Малефисента».
Екатерина Великая была женщиной с удивительной судьбой: она пришла к власти в результате дворцового переворота, положившего конец правлению ее мужа Петра III, и стала единственной женщиной, которая правила Российской империей более трех десятилетий (с 1762 по 1796 год), за это время сделав государство одной из главных мировых держав. Период царствования Екатерины по праву называют «золотым веком», но он также был наполнен интригами и скандалами. «Историки часто пишут о том, что она была зависима от секса и что у нее было множество любовников, но на самом деле это не так, — утверждает Мешеде. — Мы хотели показать ее сильной и умной женщиной».
В работе над костюмами самым важным для Мешеде было соблюсти историческую точность. Чтобы всесторонне изучить вопрос, она проштудировала несколько биографий Екатерины II, Петра III и его предшественницы и тети Елизаветы Петровны. Впрочем, не обошлось без достижений современности. «Мы старались облегчить конструкции, насколько это возможно, но в те времена наряды были очень тяжелыми, — говорит Майя. — Хелен ни разу не пожаловалась. Она говорила: «Это помогает мне держаться прямо, и я чувствую себя Екатериной». Мы воспользовались кое-какими уловками, например, на нижнем корсете была небольшая молния, так что Хелен могла застегивать и расстегивать его сама. А еще использовали булавки, двусторонний скотч и молнии в других предметах гардероба».