You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Королевы фильмов ужасов

От Джанет Ли в «Психо» до Мэрилин Бернс в «Техасской резне бензопилой» — вспоминаем героинь лучших хорроров, в которых можно перевоплотиться на Хеллоуин

Королевы фильмов ужасов

Джанет Ли, «Психо», 1960

Амплуа «королевы крика» зародилось буквально с появлением киноиндустрии. Изначально под этот актерский архетип подходили главные героини фильмов ужасов с трагичной судьбой, хрупкой комплекцией и испуганным взглядом: Лиль Даговер в «Кабинете доктора Калигари» 1920 года, Хелен Чандлер в «Дракуле» 1931-го и Фэй Рэй в «Кинг-Конге» 1933-го. Последняя стала настолько известной благодаря своему истошному крику в картине, что в 2013 году нью-йоркский кинотеатр Film Forum в ее честь даже провел конкурс по крику. В 1950-х и 1960-х с образом «дамы в беде» работал мастер саспенса Альфред Хичкок. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Блондинки — лучшие жертвы. Они как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги». Культовый типаж главной лирической героини Хичкока можно проследить практически во всех его фильмах — от Грейс Келли в картине «В случае убийства набирайте “М”» до Типпи Хедрен в «Птицах». Да и как забыть сцену из «Психо», в которой героиня Джанет Ли (естественно, блондинка) погибает в душе от множественных ножевых ранений. 

Королевы фильмов ужасов
Грейс Келли, «В случае убийства набирайте "М"», 1954

После Ли с ролью «королевы крика» не менее успешно справилась ее дочь – Джейми Ли Кертис. В фильме режиссера Джона Карпентера «Хеллоуин» 1978 года она играет ученицу старших классов, которой пришлось столкнуться со страшным серийным убийцей. Персонаж Кертис — одна из первых в истории хорроров «девушек, которые выжили». По словам киноисторика Кэрол Дж. Кловер, придумавшей этот термин, фильмы ужасов построены так, что зритель сопереживает не главному герою-маньяку, а женщине, которая в финале его побеждает. Мэрилин Бернс в «Техасской резне бензопилой», Эдриенн Кинг в фильме «Пятница, 13-е», Хезер Лэнгенкэмп в «Кошмаре на улице Вязов» — все они играют девушек, сумевших спастись от рук убийцы. Профеминистический образ главной героини продолжает жить в современных хоррорах — взять хотя бы персонажей Хлои Грейс Морец в драмах «Впусти меня. Сага» и «Телекинез». Или Ани Тейлор-Джой — в «Ведьме», «Сплите» и «Обители теней». Мстительные и готовые сопротивляться, «королевы крика» нашего времени имеют мало общего со своими предшественницами из эпохи немого кино. Грядущий Хеллоуин — отличный повод вспомнить лучших из них и составить список хорроров для самой страшной ночи в году. 

комментарии