You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. КИНО
  2. Кино

«Маккуин» — главная модная премьера осени

Дома и за кулисами показов, на редких видеозаписях и в воспоминаниях родных и коллег

«Маккуин» — главная модная премьера осени

Александр Маккуин в Нью-Йорке, 1999

«Незадолго до смерти, как мы потом узнали, он поступил в магистратуру Школы изящных искусств Феликса Слейда на отделение искусства. Он искал выход», — рассказывает Ян Бонот, режиссер, продюсер и соавтор нового документального фильма «Маккуин», который в ноябре при поддержке Vogue выпускают в прокат компания «Пионер» и ЦУМ. «Он думал, что сказал в моде все, — считает второй режиссер и сценарист картины Питер Эттедги. — Показ «Атлантиды Платона» в 2009 году Маккуин считал своей художественной декларацией и воплощением персональной утопии. Он хотел чего-то нового, но ощущал себя пойманным в ловушку». «Когда ты столько пережил, когда ты вырвался из того мира, который окружал тебя в детстве, когда ты создал британский Дом, способный конкурировать со старинным парижским кутюром, не так-то просто бросить все, собрать чемоданы и уехать куда-­нибудь в Марбелью, чтобы начать новую жизнь. И уж точно это было не в духе Ли, — продолжает Бонот. — Он принял очень взвешенное решение. Мы все когда-то умираем. Ли просто поторопил дату своей смерти, навязав ей свои условия».

из
«Маккуин» — главная модная премьера осени

Подготовка к показу осень-зима 2004

«Маккуин» — главная модная премьера осени

Подготовка к показу «Девочка, которая жила на дереве», 2008


Называя себя «аутсайдерами моды», режиссеры первыми признают, что их кандидатуры, возможно, не самый очевидный выбор, когда речь заходит о модном байопике. Бонот в 2016-м снял спортивный боевик «Уличные коты», а еще делал рекламные ролики для Nike и Puma. Эттедги писал сценарии для «Онегина» с Рейфом Файнсом и Лив Тайлер, для документалки «Все или ничего: Неизвестная история агента 007» и кинопортрета Марлона Брандо «Послушай меня, Марлон». «Маккуин» — его дебют в режиссуре. «Мы — рассказчики, а сторителлинг — вне жанров, — говорит Питер. — А еще мы одержимы мифом о Маккуине ничуть не меньше любого модника». Швейцарец с французскими корнями, Бонот говорит, что переехал в 1990-е в Лондон во многом из-за Маккуина: «Его чувство стиля стало синонимом и символом жесткой, грубой энергии города, оказавшегося в тот момент на передовой контркультуры». Эттедги не просто восхищается гением Маккуина («Он казался чародеем»), он связан с Ли буквально на генетическом уровне. Отец Питера, покойный Джозеф Эттедги, возглавлял британскую торговую империю Joseph. «Папа одним из первых стал продавать вещи Маккуина, после того как Изабелла Блоу взяла его на один из ранних показов. Помню, как отец умирал, я был рядом, и тут объявили о гибели Маккуина. Так что для меня Ли всегда находился очень близко и осязаемо». Неудивительно, что, получив предложение снять фильм о дизайнере, оба автора — они были знакомы и до этого — немедленно сказали да.

«Маккуин» — главная модная премьера осени
С Изабеллой Блоу в ее имении Хиллз

Про Ли Александра Маккуина, особенно после ­выставки-блокбастера «Дикая красота», мы знаем, кажется, все. Буквально год назад вышла его биография «Кровь под кожей». Как сказать что-то новое про дизайнера, о котором последние годы говорят буквально все? «Мы понимали, что имело смысл делать то, что на выставке не покажешь и в книгах не опишешь. Мы основывались на видеозаписях, которые до этого никогда не демонстрировались, и на рассказах очевидцев, особенно тех, кто никогда не говорил о Ли раньше. Нам было важно, что даже если голос Маккуина не будет звучать с экрана, его присутствие как главного героя должно ощущаться», — объясняет Эттедги. Режиссеры гордятся тем, что раздобыли домашние ­видео Ли, где он танцует, играет с собаками, смеется. «Этот его смех, — вспоминает Эттедги. — Мы его уже во сне слышали». Важное место в фильме отведено показам: «В эпоху до соцсетей люди не видели шоу Маккуина. Даже сейчас их можно посмотреть только на YouTube, да и те записи, что там выложены, весьма плохого качества», — продолжает Бонот.

«Маккуин» — главная модная премьера осени
Александр Маккуин дома в Фэрлайте, Восточный Суссекс

Как же они набирали материалы? «Есть библиотека Net-a-Porter, нашего партнера по этой картине, а в остальном — бесконечно перебираешь фотографии и записи в сети, пытаясь понять, кто держал камеру и какой материал мог остаться», — объясняет Эттедги. Они разыскали все интервью, которые когда-либо давал Маккуин. И постарались поговорить со всеми, кто был с ним знаком. Бренд участвовать не стал. Зато «шесть, семь, восемь месяцев люди шли и шли к нам, — делится ­Эттедги. — Вплоть до финального монтажа». Бывшие работодатели и наставники, друзья по Сент-Мартинс, бой­френды, помощники, команда, которая делала все ­показы дизайнера, начиная с его выпускного дефиле «Джек Потрошитель выслеживает своих жертв» 1992 года до последнего шоу. Среди спикеров фильма — Себастьян Понс, муж Изабеллы Блоу Детмар, модели Джоди Кидд и Дебра Шоу и — что важно — семья ­Маккуина: племянник Гэри и старшая сестра дизайнера Джанет. «Между ними шестнадцать лет разницы, она ­стала ему второй матерью. А сам дизайнер был для Гэри как отец», — рассказывает Бонот. Режиссеры хотели снять «очень личный, интимный» фильм, чтобы четко разделить «корпорацию и творческий гений». «То, что мы уже знаем о дизайнере, так легко превратить в кричащие заголовки, но мы помещаем эти факты в определенный контекст, и их подают совсем не как сенсацию те, кто знал Ли лучше других. Тяжелое детство, сестра Джанет, которую чуть на задушили на глазах восьмилетнего Ли, ВИЧ, который у него обнаружили в нулевых... Мы не хотели ничего искусственно раздувать, — объясняет Бонот. — Но и ретушировать тоже».

«Маккуин» — главная модная премьера осени
С Евой Херциговой перед показом Givenchy Haute Couture, весна-лето 1997. С Кейт Мосс перед показом весна-лето 2001

Режиссеры взялись за фильм, зная, кто такой Маккуин, и все равно до сих пор потрясены наследием дизайнера. «Золотой душ, алтарь эпохи Возрождения или творчество немецкой художницы Ребекки Хорн. Он черпал вдохновение отовсюду, — восклицает Эттедги. — Маккуин заставил многих пересмотреть свои взгляды на моду. В том числе меня. Хотя я рос окруженный одеждой, я никогда не ценил моду до того, как стал работать над фильмом. Мастерство Ли — вот что очень важно. Люди часто говорят: «Жаль, что Маккуин не дожил до века социальных сетей, он бы с ними гениально управлялся». А мы нашли интервью с Ником Найтом (в фильме его нет), где Найт говорит: «Ли, ты видишь, как популярен и важен инстаграм?» А Маккуин отвечает: «Ник, ты можешь продолжать мне это рассказывать, но я не понимаю, где в этом мастерство, где традиции». «Его творчество выходит за пределы моды, — говорит Бонот. — Ли побуждал людей в музыкальной индустрии, кино, искусстве, да в любых областях идти за своими мечтами и стремиться превзойти самого себя. Он был аутсайдером, человеком из ниоткуда, со школьным дипломом, и при этом он никогда не изменял себе. Люди на интервью начинали плакать, рассказывая, как Мак­куин повлиял на их жизнь». «Мы — поколение, которое постоянно стремится к идеалу. Каждая женщина должна быть безупречной ­матерью, надежным другом, первоклассным сотрудником и выглядеть как звезда Голливуда. Да к черту все это дерьмо. У всех нас бывают неудачи и срывы. Ли принимал свои слабости и темную сторону», — говорят режиссеры. Эпиграфом к фильму они выбрали фразу Маккуина: «Мне не было дела до того, что люди думали обо мне, до того, что я думал о себе сам, и поэтому я дойду до самых темных пределов моей души и вытащу эти ужасы наружу, поместив их на подиум».

комментарии