Почему женщинам-режиссерам не дают «Оскар»

Рассказывают создательницы выдающихся фильмов этого года
Почему женщинамрежиссерам не дают «Оскар» интервью о проблеме

Все претенденты на золотую статуэтку за лучшую режиссерскую работу в этом году — мужчины. Покажется странным, но факт — за 90-летнюю историю кинонаграды номинации в этой категории удостоились всего пять женщин: Лина Вертмюллер за «Паскуалино «Семь красоток» в 1977-м, Джейн Кэмпион за «Пианино» в 1993-м, София Коппола за «Трудности перевода» в 2004-м, Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури» в 2008-м и Грета Гервиг за «Леди Берд» в 2018-м. Получила заветную статуэтку только Бигелоу.

Дело не только в том, что члены киноакадемии преимущественно мужчины. Проблема шире: крупные киностудии гораздо реже подписывают контракты с женщинами, из-за чего их картины располагают ограниченным рекламным бюджетом и не попадают в списки номинантов. В этом году без внимания жюри «Оскара» остались драма «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси, высоко оцененная критиками и получившая две пальмовые ветви в Каннах, вестерн «Наездник» Хлои Чжао, триллер «Время возмездия» Карин Кусамы с Николь Кидман в главной роли и многие другие интересные фильмы.

В преддверии главной церемонии кинонаград мы поговорили с тремя выдающимися женщинами-режиссерами, чьи картины остались не замеченными жюри «Оскара». Вот что они думают о сложившейся ситуации.

Кэтрин Бигелоу и Барбра Стрейзанд на церемонии вручении наград премии «Оскар», 2010

Джози Рурк, режиссер фильма «Две королевы»

«Женщин-режиссеров в Голливуде по-прежнему очень мало, но нельзя опускать руки», — говорит Джози, в прошлом руководитель лондонского театра Donmar Warehouse, для которой картина «Две королевы» стала первой работой в кино. Когда киностудия Working Title предложила ей снять полнометражный фильм, у них был готовый сценарий, но Рурк решила взять все в свои руки. «Изначально картина не предполагала второй героини — королевы Елизаветы, но я знала, что нужно ее добавить, чтобы лучше рассказать историю самой Марии Стюарт», — говорит режиссер. Это решение вызвало немало споров. «Один историк после просмотра трейлера написал в Twitter, что Мария и Елизавета на самом деле никогда не встречались, хотя в драматургии тема противостояния двух королев поднималась постоянно, — говорит Рурк. — Сегодня очень легко обвинить кого угодно».

Джози Рурк, Марго Робби и Джек Лауден на съемках фильма «Две королевы», 2018

Критики оказались недовольны и подбором актеров, посчитав, что расовая инклюзивность исторически неверна: роль Бесс из Хардвика исполнила азиатка Джемма Чан, а лорда Рэндольфа сыграл темнокожий актер Адриан Лестер. «Я постоянно делала нечто подобное в театре, — говорит Рурк. — Для меня это способ призвать людей по-другому взглянуть на некоторые вещи, и надеюсь, через несколько лет такой подход станет нормой. Как-то я была на предпремьерном показе мюзикла «Гамильтон», и одна зрительница хотела уйти с представления, потому что, по ее мнению, Джорджа Вашингтона не мог играть темнокожий актер. Но наша задача как художников — менять привычные представления людей».

Джемма Чан в фильме «Две королевы», 2018

Несмотря на критику и отсутствие заветной номинации, Джози Рурк не собирается сдаваться. Наоборот, она решила полностью посвятить себя кино и даже ушла из театра, хотя там, по ее словам, женщинам проще. «В театре когда-то была аналогичная ситуация, девушек как будто не замечали, — говорит Рурк. — Мы прошли долгий путь, чтобы это изменить. Я вижу, что среди работников киноиндустрии превалируют мужчины — этот гендерный дисбаланс необходимо устранить».

Сирша Ронан в фильме «Две королевы», 2018

Мариэль Хеллер, режиссер фильма «Сможете ли вы меня простить?»

В 2015 году Хеллер дебютировала в полнометражном кино с картиной «Дневник девочки-подростка», а теперь возвращается на большие экраны с новой работой — драмой «Сможете ли вы меня простить?». Главная героиня фильма — писательница-лесбиянка Ли Израэль, которая живет в Верхнем Ист-Сайде, целые дни проводит в барах и зарабатывает на жизнь тем, что подделывает письма известных драматургов и актеров. Ее сыграла Мелисса Маккарти, а партнером по фильму стал Ричард Грант. В этом году Маккарти получила номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль, а Грант — за лучшую мужскую роль второго плана. Мариэль осталась без номинации.

Мариэль Хеллер и Мелисса Маккарти на съемках фильма «Сможете ли вы меня простить?», 2018

«После «Дневника» я поняла, что хочу снять еще один фильм, но затягивать с этим не могу, — признается Хеллер. — Многим женщинам-режиссерам второй дается гораздо тяжелее. Слышала, что у мужчин перерыв между съемками занимает в среднем три года, а у женщин — восемь лет. Мне не хотелось, чтобы такая же история случилась и со мной». Мариэль смогла сломать статистику: спустя год она сняла «Сможете ли вы меня простить?», а уже в октябре в мировой прокат выйдет ее третий фильм — «Ты — мой друг» с Томом Хэнксом.

Ричард Грант и Мелисса Маккарти в фильме «Сможете ли вы меня простить?», 2018

«Странно, – говорит Хеллер. — За эти годы так много женщин выпустили потрясающие фильмы, но не получили при этом ни одной серьезной кинонаграды. Часто я думаю о том, как мне повезло заниматься любимым делом, но потом смотрю по сторонам и понимаю — впереди еще долгий путь».

Ричард Грант и Кристиан Наварро в фильме «Сможете ли вы меня простить?», 2018

Дебра Граник, режиссер картины «Не оставляй следов»

«Работая без поддержки крупной киностудии, ты не можешь знать заранее, «выстрелит» твоя работа или нет, — говорит режиссер Дебра Граник. — У нас не было бюджета на рекламу, оставалось надеяться только на эффект сарафанного радио. Результат оказался потрясающим, особенно для такого спокойного фильма в жанре социального реализма. В нем нет ни явного антагониста, ни зрелищных сцен, но это и не нужно. Жизненные трудности, с которыми сталкиваются герои, сами по себе создают драму».

Томасин Маккензи и Дебра Граник на съемках фильма «Не оставляй следов», 2018

В основе фильма Дебры — сюжет книги My Abandonment Питера Рока, это история о ветеране войны Уилле и его дочери Том, которые живут в одном из парков Орегона вдали от цивилизации. В какой-то момент они попадаются на глаза местным социальным службам, и те принуждают их вернуться в нормальное общество с четко установленными нормами и правилами. Граник удалось тонко и деликатно затронуть не самые простые темы синдрома ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), бездомности и бюрократии. Отдельной похвалы удостоилась актерская игра исполнивших главные роли Томасин Маккензи и Бена Фостера. Кто-то даже сравнил Маккензи с молодой Дженнифер Лоуренс в другой режиссерской работе Граник — триллере «Зимняя кость», который получил четыре номинации на «Оскар».

Томасин Маккензи и Бен Фостер в фильме «Не оставляй следов», 2018

Несмотря на похвалу критиков, сама Граник не стала лауреатом за лучшую режиссуру. Но Дебра все равно счастлива, что выполнила свой долг — смогла рассказать важную для общества историю. «Последствия Иракской войны для американцев оказались такими же, как после Вьетнама, — говорит она. — Больше всего меня раздражает, какими способами общество пытается лечить душевные раны тех, кто пережил этот кошмар».

Томасин Маккензи и Дебра Граник на съемках фильма «Не оставляй следов», 2018

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Gety Images, Rex Features