Все претенденты на золотую статуэтку за лучшую режиссерскую работу в этом году — мужчины. Покажется странным, но факт — за 90-летнюю историю кинонаграды номинации в этой категории удостоились всего пять женщин: Лина Вертмюллер за «Паскуалино «Семь красоток» в 1977-м, Джейн Кэмпион за «Пианино» в 1993-м, София Коппола за «Трудности перевода» в 2004-м, Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури» в 2008-м и Грета Гервиг за «Леди Берд» в 2018-м. Получила заветную статуэтку только Бигелоу.
Дело не только в том, что члены киноакадемии преимущественно мужчины. Проблема шире: крупные киностудии гораздо реже подписывают контракты с женщинами, из-за чего их картины располагают ограниченным рекламным бюджетом и не попадают в списки номинантов. В этом году без внимания жюри «Оскара» остались драма «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси, высоко оцененная критиками и получившая две пальмовые ветви в Каннах, вестерн «Наездник» Хлои Чжао, триллер «Время возмездия» Карин Кусамы с Николь Кидман в главной роли и многие другие интересные фильмы.
В преддверии главной церемонии кинонаград мы поговорили с тремя выдающимися женщинами-режиссерами, чьи картины остались не замеченными жюри «Оскара». Вот что они думают о сложившейся ситуации.
Джози Рурк, режиссер фильма «Две королевы»
«Женщин-режиссеров в Голливуде по-прежнему очень мало, но нельзя опускать руки», — говорит Джози, в прошлом руководитель лондонского театра Donmar Warehouse, для которой картина «Две королевы» стала первой работой в кино. Когда киностудия Working Title предложила ей снять полнометражный фильм, у них был готовый сценарий, но Рурк решила взять все в свои руки. «Изначально картина не предполагала второй героини — королевы Елизаветы, но я знала, что нужно ее добавить, чтобы лучше рассказать историю самой Марии Стюарт», — говорит режиссер. Это решение вызвало немало споров. «Один историк после просмотра трейлера написал в Twitter, что Мария и Елизавета на самом деле никогда не встречались, хотя в драматургии тема противостояния двух королев поднималась постоянно, — говорит Рурк. — Сегодня очень легко обвинить кого угодно».