You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться

Арт-группа из Краснодара Recycle везет на Венецианскую биеннале ад Данте

Из пластика и виртуальной реальности

Арт-группа из Краснодара Recycle везет на Венецианскую биеннале ад Данте

Георгий Кузнецов и Андрей Блохин на фоне своей работы «Без названия», пластиковая сетка, 2017. На художниках: рубашки, комбинезоны, все Issey Miyake

Это проще показать, чем рассказать, — говорит тридцатиоднолетний Егор Кузнецов и поворачивается к напарнику по арт-группе Recycle: — Андрей, повернись к солнцу, расправь складки на груди! Открываете на айфоне приложение Recycle Group, наводите на рисунок на майке — картинки можно распечатать с нашего сайта. Видите? Андрей, помаши руками!» На двадцатидевятилетнем Андрее Блохине черная футболка со словами Blocked Content. Но на экране айфона я вижу лишь черный куб, размахивающий руками. «Как Малевич в объеме», — улыбается Андрей, когда фокус с телефоном закончен. «Майки — это тизер, предисловие к нашему проекту в Венеции», — добавляет Егор.

Basalt rocks, полиуретановая резина, литье, 2015
Basalt rocks, полиуретановая резина, литье, 2015

Последние годы Россию на биеннале представляли классики концептуализма, шестидесятисемилетний Андрей Монастырский и шестидесятидвухлетняя Ирина Нахова. Новый комиссар Русского павильона Семен Михайловский решил дать дорогу молодым и пригласил Recycle — краснодарский дуэт, который переосмысливает классическое искусство с точки зрения цифровой эпохи. Например, делает готические витражи с житием мультяшного Гомера Симпсона, а вместо распятия ставит в алтарь венецианской церкви Святого Антонина огромную букву f — символ фейсбука, недвусмысленно намекая, на каких богов мы сегодня молимся.

The letter f, полиуретановая резина, 2012
The letter f, полиуретановая резина, 2012

«Открытые миру, харизматичные, чувствующие искусство, образованные, но не заумные, — объясняет свой выбор Михайловский. — Плюс опытные, самостоятельные». Четыре года назад именно Блохина с Кузнецовым позвали в проект «Lady Dior глазами...», где художники всего мира делали арт-объекты из знаменитой сумки. Recycle тогда показали ее эволюцию — от куска резины до объекта желания. Сегодня Андрей и Егор, попивая игристое, отвечают мне по скайпу из Нью-Йорка, где участвуют в старейшем в Америке смотре современного искусства Armory Show. Вы всегда пьете шампанское по утрам? «А у нас уже обед», — парируют они.

Дети художников, Егор и Андрей образовали группу Recycle, учась в Краснодарской академии культуры, а знакомы вообще с четырех лет. «Ездили вместе на пленэры в деревню Владимировка Череповецкой области, там же собрали первую мастерскую из найденных на лесопилке деревяшек, что-то в ней красили, делали инсталляции», — вспоминает Егор. «Вопрос о выборе профессии не стоял, — добавляет Андрей. — Раньше художники использовали красный цвет как символ материального богатства, а синий — духовного. Теперь мы с помощью пластиковой сетки создаем параллель с социальными сетями. Это всего лишь вопрос инструментария». 

Георгий Кузнецов и Андрей Блохин на фоне своей работы «Без названия», пластиковая сетка, 2017.  На художниках:  рубашки, комбинезоны,  все Issey Miyake
Георгий Кузнецов и Андрей Блохин на фоне своей работы «Без названия», пластиковая сетка, 2017. На художниках: рубашки, комбинезоны, все Issey Miyake

«Венеция — трудный город, тут нельзя прыгнуть в такси и на какое-то время исчезнуть, выпустить пар. Поэтому команду для работы над павильоном надо собирать примерно как экипаж космического корабля», — говорит Михайловский. В русском экипаже этого года художников четверо. Выставка Theatrum Orbis («Зрелище круга земного»), чье название отсылает к выпущенному в XVI веке географическому атласу, откроется скульптурами Гриши Брускина на тему мировых катаклизмов, закончится хеппи-эндом от тридцатилетней выпускницы физфака МГУ, видеохудожницы Саши Пироговой. А кульминацией станет инсталляция Blocked Content от Recycle — одно­временно напоминание о девятом круге Дантова ада, где грешники застыли во льдах, и рассуждение о виртуальной реальности. «Ведь страничка в фейсбуке остается и после физической смерти хозяина, — говорит Андрей. — С другой стороны, каждый из нас может оказаться заблокирован как в виртуальном мире, так и в реальном».

Чтобы увидеть, что скрыто за скульптурами, нужно приложение для айфона. «Для «Андроида» тоже есть», — успокаивают художники. Качать его нужно непременно, потому что параллельно с экспозицией в Русском павильоне Recycle устроят виртуальную прогулку по Венеции («Приходишь в указанное место, включаешь телефон и видишь то, чего не видит никто вокруг»), а затем откроют выставку не где-нибудь, а в главном здании Пушкинского музея, куда современных художников пускают с опаской. Цель экспозиции — посмотреть на классическое искусство с новой точки зрения, навести мосты между коллекцией академика Цветаева и современным артом.

Conversation, фото с выставки Venice Biennale, 2015
Conversation, фото с выставки Venice Biennale, 2015

«Recycle сочетают русскую рефлексию, концептуальное начало и высокие критерии качества, которые обычно предъявляются к западным художникам, — говорит куратор выставки в ГМИИ Александра Данилова. — Они продолжатели дела постмодернистов вроде Ясумасы Моримуры, Зигмара Польке и Джеффа Кунса, которые играют с классической культурой как с набором кодов и клише. Но можно сказать, что они и прямые наследники классического искусства. Просто делают его с помощью новых технологий, сеток и полиуретана».

Keep me updated your holiness,  фотография, 2015
Keep me updated your holiness, фотография, 2015

«Я с 3D-принтером неделю в обнимку спал, пока настроил, — улыбается Егор. — Наши любимые материалы: искусственный камень, полипропиленовый пистолет, заряженный термоклеем, крутые биопластики. Мы хотим создать скульптуру, которая наполовину состоит из разлагающегося пластика, то есть со временем часть истлеет, а часть останется».

Не удивительно, что их главный источник вдохновения — строительные выставки. «Я недавно ездил в Дюссельдорф на крупнейшую в мире выставку промышленных пластиков, — говорит Егор. — Восемнадцать километров по павильонам прошел. Художники и строители всегда были новаторами в области технологий». Два их кумира — легенда ленд-арта Роберт Смитсон и Христо Явашев, знаменитый тем, что упаковал в ткань Рейхстаг. Recycle ценят художников с эпическим размахом и сами, увлекаясь экстремальным спортом, вынашивают проект скейт-парка. «Границы между жизнью и искусством нет, — говорят они. — А вдохновение приходит во время работы». 

Stone, полиуретановая резина, 2012
Stone, полиуретановая резина, 2012

комментарии / 0

оставить комментарий