Christie's впервые выставят в Москве шедевр Петрова-Водкина

К 50-летию русского департамента
Christie's покажут картину ПетроваВодкина «Натюрморт с сиренью» в Москве

Всего два дня, 16 и 17 мая, аукционный Дом Christie's, в 2019 году отмечающий 50-летие русского департамента, показывает в Москве шедевр Кузьмы Петрова-Водкина — «Натюрморт с сиренью». Эта картина участвовала в XVIII Венецианской биеннале 1932 года, происходит из коллекции Джованни Шейвиллера, итальянского искусствоведа и издателя, которому работу подарил художник Борис Терновец, и впервые привезена в столицу — ради предаукционной выставки в российском офисе Christie's в Романовом переулке. Спустя почти век после создания натюрморт оценивают более чем в миллион фунтов стерлингов, подчеркивая и провенанс, и роль в советско-итальянском культурном обмене 1920–1930-х, и художественную ценность. Эту картину Петров-Водкин написал на пике своей карьеры, за четыре года до знаменитого натюрморта «Черемуха в стакане» из собрания Государственного русского музея, и показал в работе с сиренью все, что понял о цвете, оптике и сферической перспективе. По мнению Петрова-Водкина, именно цвет, а не что иное, «выдает вкус и склонности живописца — никакими декоративными ухищрениями не затушевать ему убожество ума, воли и чувства, если таковые имеются».

Настольные часы Фаберже с эмалью, 1908–1917, продаются по отдельности с разными эстимейтами от £50000 до £120000. Декоративный одуванчик Фаберже из нефрита, золота, хрусталя, драгоценных камней, прибл. 1900. Оценка: £120000–160000

Меньше чем через месяц у «Натюрморта с сиренью» будут все шансы пополнить составляемый в русском департаменте Christie’s список произведений-миллионников. 3 июня работу Петрова-Водкина выставят на торги Лондоне, рассчитывая выручить за нее от одного до полутора миллионов фунтов стерлингов. Среди лучших результатов русского департамента Christie's есть суммы и крупнее: 85 812 500 долларов за «Супрематическую композицию» Казимира Малевича на торгах 2018 года в Нью-Йорке, 9 266 500 фунтов за «Портрет Марии Цетлин» (1882–1976) кисти Валентина Серова, проданный в 2014 году в Лондоне; в списке самых успешных продаж немало миллионных цифр, обозначивших ценность изделий Фаберже, полотен Сомова, Гончаровой и Айвазовского.

Среди других топ-лотов лондонского аукциона Christie’s отмечают работы Бориса Григорьева, Ивана Шишкина, Константина Маковского, Александра Дейнеки, Сергея Чехонина и целый ряд произведений декоративно-прикладного искусства. Фирма Фаберже представлена, к примеру, декоративным одуванчиком из нефрита и золота с хрусталем и драгоценными камнями, а также настольными часами с драгоценными камнями и эмалью «гильоше». «Мастера Фаберже изобрели более 145 новых оттенков эмали, — напоминают Christie's, — до сих пор привлекательные для специалистов и коллекционеров». И добавляют к июньским хедлайнерам изделия из серебра XVIII–XIX веков, произведения Императорского фарфорового завода и другие предметы с эмалью, в том числе императорскую табакерку из золота работы Фридриха Кехли и созданную Федором Рюккертом шкатулку из позолоченного серебра, которая происходит из частной мексиканской коллекции.

Сергей Чехонин. «Неоновый букет», 1934

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.