You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. Новости
  2. Новости

Главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани

Смелые, провокационные, идейные — как и сама Франка

Главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани

Первая обложка итальянского Vogue Франки Соццани и Стивена Майзела, 1988

Вчера скончалась Франка Соццани — главный редактор итальянского Vogue, которая стояла у руля издания 28 лет. За это время ей удалось не только превратить журнал в один из самых успешных в семействе (и это несмотря на то, что он выходил только на итальянском языке), но и многое изменить в мире моды и глянца. Когда она пришла в Vogue, сексуальные образы были большой редкостью на страницах издания. Итальянское общество было очень консервативным, а журналы предпочитали поддерживать итальянских дизайнеров. Франка же сняла свою первую обложку с моделью в Yves Saint Laurent. Ей удалось создать новый визуальный язык глянца — до этого целью фотографов было показать исключительно одежду, она же предпочитала говорить с читателями образами. Она поддерживала Брюса Вебера, Стивена Майзела, Марио Тестино, давала возможность им высказываться на страницах журнала в абсолютно новой форме — тогда многие считали итальянский Vogue авангардным. А популярность журнала с годами только росла, равно как и тиражи.

«Мода — это больше чем просто одежда. Когда вы говорите о моде, вы одновременно говорите о множестве других вещей», — говорила Франка. Ей удалось создать неповторимый глянцевый журнал, идущий против течения и всегда оказывающийся на шаг впереди своего времени. Политика, культура, социальные процессы и модная индустрия для нее всегда были связаны. До того как прийти в мир глянца, Франка изучала философию и литературу, и она не могла не думать о мировых изменениях, создавая итальянский Vogue.

Франка Соццани хотела говорить со всем миром, и с этой целью, будучи главным редактором журнала, выходящего на итальянском, она выбрала язык, понятный каждому — фотографию. Именно она заняла главное место в журнале. Сегодня эта идея не кажется революционной, но когда Франка в 1988 году стала редактором, это было неочевидно. Тогда фотографы использовали пленку и пересылали негативы по почте, а журнальные полосы собирались с помощью ножниц и скотча. Поместить изображение на полосу было не так просто, а глобализация не требовала его распространения.

Главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани
Vogue Италия, февраль 1991

С молодыми фотографами, которые позже превратились в мэтров, Франка начала сотрудничать еще в самом начале своей карьеры, работая в журнале Lei, на тот момент итальянском аналоге Glamour. Фотографы полюбили ее за свободу и возможность воплощать свои идеи. «Что касается Vogue, с которыми я работаю, очевидно, что Vogue Италия — самый демократичный и позволяет мне делать приблизительно то, что я хочу», — говорит Стивен Майзел.

Несмотря на то что в течение 28 лет журнал сотрудничал со множеством знаменитостей — Брюсом Вебером, Паоло Роверси, Питером Линдбергом, Эллен фон Унверт, Тимом Уокером и Крейгом Макдином, главным фотографом издания был Майзел, снимавший каждую обложку итальянского Vogue с 1988 до 2015 года. В 2015-м идейные разногласия прервали сотрудничество Соццани и Майзела, и 4 обложки «Азиатского номера» были созданы Мертом Аласом и Маркусом Пигготом, Крейгом Макдином, Стивеном Кляйном и Марио Сорренти. Свое постоянство Франка объясняет тем, что журналу было необходимо создать собственный имидж, сделать его узнаваемым среди других и вместе с тем особенным. Со временем итальянский Vogue действительно смог стать международным брендом, любимым не только в Европе и Америке, но и в Китае, Индии, Корее и Японии.

Главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани
Vogue Италия, июль 2015

Обложки итальянского Vogue при Франке всегда отличались идейной составляющей, а порой смелостью и провокационностью. В 1988 году Италия была очень консервативна, таким же был и итальянский Vogue. Откровенность и секс встречались крайне редко, как утверждает сама Франка. Удивительно, как на протяжении почти трех десятилетий ей удавалось расширять границы дозволенного в глянцевой фотографии и говорить на родном языке о том, о чем другие боятся.

Не все идеи принимались однозначно, некоторые смелые обложки оказывались спорными и получали отрицательные отзывы. В августе 2010-го, после разлива нефти в Мексиканском заливе, модель Кристен Макменами появилась в журнале в шубе Dior, испачканной нефтью. На фоне черного берега загрязненного пляжа Макменами изображает страдания и смерть, однако некоторые увидели в этом «гламуризацию» трагедии, в чем и поспешили обвинить главного редактора.

Мода, по мнению Франки, самый сильный медиум сегодня. Через модные съемки можно и нужно доносить идеи и поднимать вопросы, использовать фотографию как инструмент. Как говорит Стивен Майзел о своих работах для Vogue Италия: «Я просто держу зеркало». Сама Франка признавала, что порой заходила слишком далеко, но не жалела об этом: «Даже если ты сделал что-то не так, то нужно продолжать работать и пытаться снова».

Главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани
Vogue Италия, август 2010

В июле 2008 года вышел номер, посвященный темнокожим моделям, Black Issue. Четыре обложки украсили портреты Наоми Кэмпбелл, Лии Кебеде, Джордан Данн и Сессили Лопес. Все номера были раскуплены мгновенно, после чего был выпущен дополнительный тираж для читателей в Германии, Британии и Соединенных Штатах, и выпуск стал считаться коллекционным. Франка Соццани также запустила сайт Vogue Black, для которого собрала команду темнокожих авторов и фотографов. А в июне 2011-го она выпустила номер, посвященный девушкам с формами, и запустила аналогичный сайт Vogue Curvy.

Когда ее критиковали за номера, посвященные определенным проблемам, в первую очередь указывали на то, что таким образом она проводит черту, разделяет общество. Однако главная заслуга Франки Соццани в том, что она показала как раз различия и говорила о том, что все люди особенные, и это самое важное: «Я решила сделать номер с темнокожими девушками. Люди сказали, что это гетто. Но тысячи раз мы выпускали журнал с русскими девушками, и это никто гетто не называл».

Главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани
Vogue Италия, июль 2008

Может показаться, что освещение проблем толерантности сегодня потеряло смысл — брексит, запрет буркини и победа Трампа вселяют пессимистические настроения тем, кто верит в счастье и равноправие для всех. Но, если мир отстает, это не говорит о том, что все попытки его изменить напрасны, необходим поиск новых возможностей распространения идей. Франка Соццани работала не только над печатным журналом, большое внимание она уделяла и многим другим проектам, в том числе сайту vogue.it. Как и журнал, сайт стоит немного в стороне: только на итальянском сайте Vogue есть раздел Photography, в котором освещаются последние новости из мира фотографии, публикуются работы молодых фотографов и архивные съемки.

Отличительная черта Франки Соццани заключалась в том, что, думая о настоящем, она не забывала о прошлом и будущем. Молодые таланты — особенный интерес Франки, она поддерживала начинающих дизайнеров и фотографов, а для создания сайта привлекла к работе новичков-интернов. Забота о новом поколении фотографов воплощается в проекте PhotoVogue, который дает им шанс быть замеченными крупнейшим фотоагентством Art+Commerce. А в ноябре этого года был запущен фестиваль PhotoVogue, в рамках которого работы лучших участников проекта были отобраны и представлены на выставке.

Франка Соццани раз и навсегда изменила мир моды, она показала нам его с другой стороны. Ее вклад в индустрии неоценим, ее смерть стала невосполнимой потерей. И сегодня мы вспоминаем самые главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани.

комментарии