Главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани

Смелые, провокационные, идейные — как и сама Франка
Лучшие обложки итальянского Vogue Франки Соццани самые смелые и провокационные выпуски | Vogue

Вчера скончалась Франка Соццани — главный редактор итальянского Vogue, которая стояла у руля издания 28 лет. За это время ей удалось не только превратить журнал в один из самых успешных в семействе (и это несмотря на то, что он выходил только на итальянском языке), но и многое изменить в мире моды и глянца. Когда она пришла в Vogue, сексуальные образы были большой редкостью на страницах издания. Итальянское общество было очень консервативным, а журналы предпочитали поддерживать итальянских дизайнеров. Франка же сняла свою первую обложку с моделью в Yves Saint Laurent. Ей удалось создать новый визуальный язык глянца — до этого целью фотографов было показать исключительно одежду, она же предпочитала говорить с читателями образами. Она поддерживала Брюса Вебера, Стивена Майзела, Марио Тестино, давала возможность им высказываться на страницах журнала в абсолютно новой форме — тогда многие считали итальянский Vogue авангардным. А популярность журнала с годами только росла, равно как и тиражи.

«Мода — это больше чем просто одежда. Когда вы говорите о моде, вы одновременно говорите о множестве других вещей», — говорила Франка. Ей удалось создать неповторимый глянцевый журнал, идущий против течения и всегда оказывающийся на шаг впереди своего времени. Политика, культура, социальные процессы и модная индустрия для нее всегда были связаны. До того как прийти в мир глянца, Франка изучала философию и литературу, и она не могла не думать о мировых изменениях, создавая итальянский Vogue.

Франка Соццани хотела говорить со всем миром, и с этой целью, будучи главным редактором журнала, выходящего на итальянском, она выбрала язык, понятный каждому — фотографию. Именно она заняла главное место в журнале. Сегодня эта идея не кажется революционной, но когда Франка в 1988 году стала редактором, это было неочевидно. Тогда фотографы использовали пленку и пересылали негативы по почте, а журнальные полосы собирались с помощью ножниц и скотча. Поместить изображение на полосу было не так просто, а глобализация не требовала его распространения.

С молодыми фотографами, которые позже превратились в мэтров, Франка начала сотрудничать еще в самом начале своей карьеры, работая в журнале Lei, на тот момент итальянском аналоге Glamour. Фотографы полюбили ее за свободу и возможность воплощать свои идеи. «Что касается Vogue, с которыми я работаю, очевидно, что Vogue Италия — самый демократичный и позволяет мне делать приблизительно то, что я хочу», — говорит Стивен Майзел.

Несмотря на то что в течение 28 лет журнал сотрудничал со множеством знаменитостей — Брюсом Вебером, Паоло Роверси, Питером Линдбергом, Эллен фон Унверт, Тимом Уокером и Крейгом Макдином, главным фотографом издания был Майзел, снимавший каждую обложку итальянского Vogue с 1988 до 2015 года. В 2015-м идейные разногласия прервали сотрудничество Соццани и Майзела, и 4 обложки «Азиатского номера» были созданы Мертом Аласом и Маркусом Пигготом, Крейгом Макдином, Стивеном Кляйном и Марио Сорренти. Свое постоянство Франка объясняет тем, что журналу было необходимо создать собственный имидж, сделать его узнаваемым среди других и вместе с тем особенным. Со временем итальянский Vogue действительно смог стать международным брендом, любимым не только в Европе и Америке, но и в Китае, Индии, Корее и Японии.

Обложки итальянского Vogue при Франке всегда отличались идейной составляющей, а порой смелостью и провокационностью. В 1988 году Италия была очень консервативна, таким же был и итальянский Vogue. Откровенность и секс встречались крайне редко, как утверждает сама Франка. Удивительно, как на протяжении почти трех десятилетий ей удавалось расширять границы дозволенного в глянцевой фотографии и говорить на родном языке о том, о чем другие боятся.

Не все идеи принимались однозначно, некоторые смелые обложки оказывались спорными и получали отрицательные отзывы. В августе 2010-го, после разлива нефти в Мексиканском заливе, модель Кристен Макменами появилась в журнале в шубе Dior, испачканной нефтью. На фоне черного берега загрязненного пляжа Макменами изображает страдания и смерть, однако некоторые увидели в этом «гламуризацию» трагедии, в чем и поспешили обвинить главного редактора.

Мода, по мнению Франки, самый сильный медиум сегодня. Через модные съемки можно и нужно доносить идеи и поднимать вопросы, использовать фотографию как инструмент. Как говорит Стивен Майзел о своих работах для Vogue Италия: «Я просто держу зеркало». Сама Франка признавала, что порой заходила слишком далеко, но не жалела об этом: «Даже если ты сделал что-то не так, то нужно продолжать работать и пытаться снова».

В июле 2008 года вышел номер, посвященный темнокожим моделям, Black Issue. Четыре обложки украсили портреты Наоми Кэмпбелл, Лии Кебеде, Джордан Данн и Сессили Лопес. Все номера были раскуплены мгновенно, после чего был выпущен дополнительный тираж для читателей в Германии, Британии и Соединенных Штатах, и выпуск стал считаться коллекционным. Франка Соццани также запустила сайт Vogue Black, для которого собрала команду темнокожих авторов и фотографов. А в июне 2011-го она выпустила номер, посвященный девушкам с формами, и запустила аналогичный сайт Vogue Curvy.

Когда ее критиковали за номера, посвященные определенным проблемам, в первую очередь указывали на то, что таким образом она проводит черту, разделяет общество. Однако главная заслуга Франки Соццани в том, что она показала как раз различия и говорила о том, что все люди особенные, и это самое важное: «Я решила сделать номер с темнокожими девушками. Люди сказали, что это гетто. Но тысячи раз мы выпускали журнал с русскими девушками, и это никто гетто не называл».

Может показаться, что освещение проблем толерантности сегодня потеряло смысл — брексит, запрет буркини и победа Трампа вселяют пессимистические настроения тем, кто верит в счастье и равноправие для всех. Но, если мир отстает, это не говорит о том, что все попытки его изменить напрасны, необходим поиск новых возможностей распространения идей. Франка Соццани работала не только над печатным журналом, большое внимание она уделяла и многим другим проектам, в том числе сайту vogue.it. Как и журнал, сайт стоит немного в стороне: только на итальянском сайте Vogue есть раздел Photography, в котором освещаются последние новости из мира фотографии, публикуются работы молодых фотографов и архивные съемки.

Отличительная черта Франки Соццани заключалась в том, что, думая о настоящем, она не забывала о прошлом и будущем. Молодые таланты — особенный интерес Франки, она поддерживала начинающих дизайнеров и фотографов, а для создания сайта привлекла к работе новичков-интернов. Забота о новом поколении фотографов воплощается в проекте PhotoVogue, который дает им шанс быть замеченными крупнейшим фотоагентством Art+Commerce. А в ноябре этого года был запущен фестиваль PhotoVogue, в рамках которого работы лучших участников проекта были отобраны и представлены на выставке.

Франка Соццани раз и навсегда изменила мир моды, она показала нам его с другой стороны. Ее вклад в индустрии неоценим, ее смерть стала невосполнимой потерей. И сегодня мы вспоминаем самые главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани.

Главные обложки итальянского Vogue Франки Соццани
Галерея15 Photos
Смотреть галерею

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.